Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе вуза часть 1

17.12.2016    /   

Реферат на тему:
Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе вуза
На каждом историческом этапе эволюции общества действует множество факторов, которые в совокупности определяют направление социального развития. Однако, макротенденции общественного прогресса оговариваются теми из них, которые являются главными, доминирующими. В начале XXI века. к таким факторам, по признанию ученых, политологов, социологов, специалистов в различных областях экономики, принадлежат "уровень и характер социальной коммуникации или техника и технология так называемых информационно-обменных процессов, что, по сути, является характерным признаком общества как социального организма живет в настоящем. Именно поэтому современное общество направлено в эпоху информатизации, а непосредственно явление информатизации с объекта академического интереса стало объектом государственного регулирования в индустриально развитых странах [1]".
Целью информатизации стран мира, включая Украину, которые стремятся достичь уровня высокоразвитых государств, является создание эффективной сбалансированной экономики, ориентированной на внутреннее потребление и экспорт информационных технологий и услуг, основанных на принципах четкого разграничения сфер ответственности и принципов деятельности экономики и государства, максимального использования интеллектуального и кадрового потенциала, гармоничного вхождения в мировой постиндустриальной экономики на основе кооперации и информационной открытости.

Блог частных инвестиций
Под информатизацией высшего образования понимают совокупность взаимосвязанных процессов (организационных, управленческих, научно-технических, учебных, воспитательных), направленных на создание условий для удовлетворения информационных потребностей всех участников образовательного процесса (студентов , преподавателей, сотрудников вузов), развития их интеллектуального потенциала, самореализации и самосовершенствования, на обеспечение подготовки к полноценной профессиональной деятельности и жизни в информационном обществе на основе создания, развития и использования современных информационно-коммуникационных систем, сетей, ресурсов и технологий.
Наряду с определенными успехами, процесс информатизации высшего образования в Украине и странах СНГ выявил целый комплекс других проблем, среди которых главным является отсутствие единого подхода в обосновании и формировании направлений применения информационно-компьютерных технологий (ИКТ) для совершенствования системообразующих элементов образовательной деятельности в вузе. Это выражается в следующем:
 — недостаточный уровень учета возможностей использования современных ИКТ при определении содержания образовательных программ и структуры государственных образовательных стандартов по направлениям и специальностям высшего и последипломного образования;
 — недостаточное количество, качество и слабая интегрированность специализированных и общесистемных программно-технических средств и информационных ресурсов для применения в образовательной деятельности;
 — недостаточный учет возможностей использования современных ИКТ при создании и восстановлении учебно-методического обеспечения образовательной деятельности;
 — недостаточное и несистемное использования современных ИКТ при усовершенствовании образовательных программ;
 — неразвитость форм применения ИКТ в управлении образованием на местном и региональном уровнях;
 — отсутствие действенного механизма накопления, обобщения и распространения передового опыта использования ИКТ в образовательной деятельности вузов;
 — неполное соответствие действующих в области информатизации образования межвузовских научно-технических программ основным положениям Концепции информатизации сферы образования Украины;
 — отсутствие целевого бюджетного финансирования создания информационных, образовательных и научных ресурсов;
-несоответствие во многих случаях требований государственных образовательных стандартов к содержанию высшего образования современным проблемам использования ИКТ в будущей профессиональной деятельности студентов;
 — несовершенство нормативно-правового обеспечения использования ИКТ в образовании, особенно дистанционных форм обучения;
 — недостаточно развитая система контроля качества электронных средств обучения и образовательных информационных технологий, в том числе дистанционных, что может
привести к снижению качества образования;
 — отсутствие в большинстве вузов целенаправленной работы по формированию у студентов информационной культуры;
 — отсутствие эффективной системы переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и профессорско-преподавательского состава по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в высшей школе.
В таких условиях необходимо научное обоснование и прогнозирование процесса информатизации высшего образования, установление критериев, определяющих общий уровень информационной культуры, моральные и профессиональные качества членов информационного общества, особенно его элиты — специалистов с высшим образованием, формирование содержания их информационно-комп Компьютерная подготовки, адекватный выбор методов, средств и форм этой подготовки, а также детальное описание инфраструктуры и механизмов, обеспечивающих процесс информатизации вуза.
Рассмотрим основные подходы к решению указанных выше проблем на уровне вузов. Решение проблемы информатизации позволит решить заказ информационного общества на подготовку специалистов, способных на современном этапе применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Трудно представить вузов, деятельность которого осуществлялась бы без развития сфер использования компьютерной техники, информационно-компьютерных технологий. Наиболее актуальными направлениями развития процесса информатизации и внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс вузов является [2, 155-156]:
 — создание концепции информатизации и компьютеризации вузов и комплексной программы ее реализации;
 — организационная поддержка, материально-техническое, программное и кадровое обеспечение этой программы;
 — создание информационно-аналитической системы управления (ИАСУ) вузов, которая должна охватывать его административные, финансовые, хозяйственные, учебные и научные подразделения;
 — подготовка научно-педагогических работников вузов к эффективному использованию ИКТ в учебной, методической, научной и организационной деятельности;
 — формирование информационной культуры студентов, их подготовка к эффективному использованию ИКТ в учебной, научно-исследовательской работе и будущей профессиональной деятельности;
 — развитие и совершенствование организации учебного процесса на основе широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий, неантагонистические сочетание этих технологий с традиционными и новейшими педагогическими технологиями;
 — широкое использование образовательных, научных и культурных ресурсов Internet в учебном процессе вуза, создание и поддержка собственного научно-образовательного портала, который должен стать прототипом цифрового университета и основой информационной среды вуза.
Литература:
1. Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы — факторы социального развития. — М: Союз, 1996. — 60 с. — Files / monografy / dubrovsky / vveden.html.
2. Триус Ю. В. Компьютерно-ориентированные методические системы обучения математике: Монография. — Черкассы: Брама-Украина, 2005. — 400 с.


Ingen forlegenhet med robiwilding.com