Украинская народная одежда рубашка, шапка часть 2

17.12.2016    /   

Реферат по украиноведения
Украинская народная одежда: рубашка, шапка
мужские рубашки
Древние славяне, наши предки, жившие на территории современной Украины, носили длинные, до колен или даже ниже колен, белые полотняные рубашки. Такую рубашку надевали непосредственно на тело и всегда поверх штанов «на выпуск». Вокруг низенького стоячего воротничка такая рубашка имела много сборов. Разрез был посередине груди. Рукава на чехлах и тоже собраны в собрание. Этот старославянский тип мужской рубашки сохранился до сих пор в украинском населении Карпат. На всей остальной Украинский территории такой тип рубашки давно уже вышел из моды и остался только в народной памяти в форме шуточных песен, как-то:
Ой, я своего мужа нарядила господином;
рубахе до колен подвязана валом.
За исключением Карпат и еще северо-западной части Полесья, в Украине теперь распространен другой тип мужской рубашки, что уже везде известный под названием «Украинский рубашка». Такая рубашка тоже шьется из белого полотна, но она уже значительно короче и при ношении всегда впитывается в штаны. Обычай впитывать рубашку в брюки есть общий всем степным народам и, как пишет Федор Вовк 6, был заимствован от юго-восточных соседей, а из-за этого такую ​​рубашку еще называют степной.

most expensive panties — world brands
Воротничок украинской сорочки низенький, преимущественно стоящий, так называемый «чумарочний»; только на Западном Подолье и Волыни часто встречаются и отложные воротнички. Разрез украинской сорочки приходится посередине груди. Исключение составляют только мужские рубашки Лемковщины, имеющих разрез сзади, против затылка.
В материялах монографического изучения села Староселье на Черниговщине за годы 1922-23 о мужскую рубашку записано следующее: "Древний тип рубашки имеет пазуху посередине на груди, с низким стоячим воротником, с петельками для застежки, и с чехлами на рукавах. Новее тип рубашки имеет вышитую манишку и воротник, за-стибуеться на пуговицы с левой стороны "7
Относительно застежек, то на Киевщине и на Черниговщине их делают из черного шелкового Ипнурочка, а в степи и на Подолье — это в основном красная или синяя лента. На склонах средних Карпат вместо ленты, или прямой, мужчины и парни употребляют «Шпоньки» — это круглая украшение с зеркальцем или каким образком.
Рукава новой украинской сорочки с стоячим воротничком широко открыты, а там где шьют отложные воротнички, рукава собираются в чехлы. Воротник мужской рубашки обычно бывает вышитый серыми, черными или синими и красными нитками. Манишка и концы рукавов тоже вышитые, но уже другим узором чем воротничок.
Старые люди носят рубашки или совсем не вышитые, или только небольшие сетки для манижци и на рукавах. Нитки, если и употребляется, то только на воротничок и то немного.
Пожалуй, не лучше есть развито искусство вышивать мужские рубашки в Киевской и Полтавской области. Хорошо вышивают и на запад-нем Подолье; здесь используется много ярких цветов, а чаще всего четыре: красный, синий, желтый и зеленый. В степной части Украины, а в частности на Херсонщине и Сичеславщини часто встречаются рубашки с широким манишку, что вышитая одними черными нитками. Киевщина, Полтавщина и Черниговщина чаще используют для манижок мужской рубашки красную и синюю нитки.
На Закарпатье мужская рубашка называется «кошуля» — это древняя общеславянская название, еще задержалась у поляков, сербов и в наших жителей Карпат. Закарпатская кошуля всегда шьется с стоячим воротником. Воротник, манишка и концы рукавов, а также и нижний край рубашки вышитые красными и черными нитками. В некоторых местностях, как вот в Ясине, рукава чуть ниже плеч украшается широкими вышитыми «вуставкамы». Носится такая кошуля поверх брюк и подпоясывается куша-ком, что достаточно хорошо сплетенный из разноцветных шерстяных нитей. Завязывается кушак с левой стороны. Гуцулы Запоясывают рубашку широким кожаным чересом.
Как уже упоминалось выше, Украинский рубашка шьется только из белого полотна.
Национальный характер белой рубашки подчеркивается во многих народных присказках, как вот.
«К Пасхе рубашка хоть и лихенька, чтобы беленькая»;
«Как воскресенье, то и рубашка белая»;
«Как мать родная, то и рубашка беленькая»;
«Успение любит хлеб мягкую, а вторая — рубашку белую».
В отличие от Украинской россияне увлекаются цветными, а всего красными рубашками. Обычай носить цветную рубашку москали позаимствовали от татар.
Относительно покроя, то мужские рубашки бывают с вставками и стрелка
ми. Рубашка с уставкой (схема 6) отличается от женской рубашки такого же кроя только меньшей длиной и сдержанной орнаментацией. Стрелковая рубашка (схема 7) имеет станок так же присобранная у воротника, но вместо уставки, имеет треугольной клин, расширен до воротника. Этот клин — «стрелка» призбируеться вместе со станком. Стрелку накрывает вышитая полоска полотна шириной от 2 до 4 см. К стрелочных рубашек относится и лемковская рубашка с распоркой сзади. Вариантами стрелкового рубашки е рубашка с «настьоламы» (схема 8). В ней полоска ткани — настьол раздваивается от середины и обрамляет присобранные у воротника стрелку с обеих сторон.
Захидньополтавський вариянт стрелкового рубашки шьется несколько иначе (схема 9). Стрелки представляют собой полный квадрат (как уставка) и накрывают различия передней и задней полотнищ станка рубашки. Стрелковая рубашка распространена и в Беларуси, а с некоторыми различиями и в Прибалтике.
Мужская рубашка без сборов (крой вперекидку) распространена на юге Украины под названием «чумачки». Эта рубашка шьется свободно, с симметричным расположением швов — с бочками (схема 10). В Днепропетровской, в районе порогов, такая рубашка с рукавами в две полки шириной называлась «лоцманской» (схема 11). Вышиваются эти рубашки на воротнике, концах рукавов, руках и кое-где на местах соединения станка с рукавом и даже вдоль всего рукава. «Курта» бойковская и закарпатская рубашка представляют собой коротенький станок 30-35 см. Длиной, распространенный вперекидку (схема 12).
же касается рубашки с манишку, то она не масс какой-то особой конструкции. Манишка может быть пришита и к рубашке с вставками, и к чумачки, и к рубашке городского типа 8.
Шапки
В Украине существует верование, что ходить под открытым небом с непокрытой головой грех честного человека. В народе выработалось пословица: «Без шапки как вор ходит». По нашим обычаям ходить с непокрытой головой можно только на похоронах и у церкви. В доме же наоборот, переступая порог, надо снять шапку.
С дней древних мужское население Украины носило меховые шапки: бараньи или ягнячьи, из выдры, зайца, с куницы. Такие «хутряници» лучше защищают голову от дождя и снега, а потому и сохранились до сих пор не только в Украине, но и во всех других славянских народов. В период казачества шапка была одной из основных частей мужской одежды не только зимой, но и летом. Хорошая шапка когда была гордостью казака, а позже парня и молодожена. «Жупан, как кафтан, чтобы шапка добра!»- Говорит жартивливенародне пословица.
С шапкой вяжутся некоторые народные верования. Перед Святой ужин на Рождество хозяйка одевает мужа шапку на голову и обходит весь двор, конюшни и амбар, все это обкурюючы ладаном. Выполнив этот магический акт, женщина приобретает право весь год ходить простоволосой.
Известный международной сюжет о шапке-невидимке тоже вяжется с верованием в магическую силу этой одежды.
Из рисунков, описаний и экспонатов,