Украинская диаспора в Республике Казахстан история развития часть 3

09.01.2017    /   

национального самовыражения и развития. В местах компактного проживания малочисленных национальностей для 106 000 детей организовано изучение 14 родных языков. Также действуют воскресные школы по изучению родного языка на базе учебных заведений, православных и католических храмов [3, 71-75].
Казахстан четко определил свои дальние и ближние перспективы развития, для осуществления которых необходимо не только упорный труд, но и сохранение консолидации общества, стабильность и спокойствие. Одним из важнейших институтов молодой казахской демократии стала Ассамблея народов Казахстана. Этот консультативно-совещательный орган при президенте республики была создана в 1995 году. С целью возрождения национальных культур, языков и традиций, формирование казахского патриотизма, укрепление межэтнического единства и согласия, выработка рекомендаций и предложений по государственной политике в области межнациональных отношений. На сегодня в работе Ассамблеи принимают участие около 400 человек из числа представителей национально-культурных центров.
Фактически, после Указа главы государства о создании Ассамблеи народов Казахстана и проводимой первой сессии Ассамблеи в 1995г., где были представлены и украинцы, значительно усилился процесс новых национально-культурных центров многих национальностей республики.
KILIM PILLOW
Как отмечает М.Парипса, представители нацменьшинств вдохновленные таким вниманием со стороны главы государства. «Да и честно говоря, было стыдно стоять сторонним наблюдателем в то время, как Президент, несмотря на свою занятость, сам взялся за святое дело, которым, безусловно, является процесс возрождения культуры и языка каждого народа» [4, 38].
Таким образом, при участии Ассамблеи народов Казахстана, в стране формируется благоприятное образовательное, культурное и языковую среду для всех этнических меньшинств, функционирование информационно-культурных объектов (домов дружбы, национальных театров, музеев, школ, средств массовой информации) , окрепшие международные связи способствуют общественно-политической и культурной развития Казахстана. В большинстве регионов активно работают украинские национально-культурные центры, фольклорные коллективы, украинские недiльнi школы.
Только во времена независимости Украины и Казахстана забился пульс жизни украинского общества. Это жизнь стала набирать организованные формы, а у людей пробудилось чувство украинскости. Начиная с 1989 г..., В республике стали появляться и первые официальные украинские объединения. Наши земляки-энтузиасты начали создавать (как правило в областных центрах) украинские культурные центры. Такие центры возникли в Алматы, Кустанайской, Мангистауской, Жамбылской, Актюбинской и других областях. В Семипалатинске создан Национально-культурный центр «Свитанок», в Караганде — Украинский культурное общество им.Т.Шевченко «Родное слово». А всего в Казахстане работает 12 украинских общин [2, 33]. "Возвращаясь к тем временам, — вспоминает М.Парипса, — помню, как мы, тогдашние активисты центров национальных культур, не рассчитывали на какую помощь со стороны государства и его факторов, а лишь просили Всевышнего, чтобы нам не мешали в этой непростой работе. Ведь, чего греха таить, было немало и тех, которые не приветствовали рождение таких объединений. И даже мои земляки-украинцы сетовали, мол, зачем беспокоить общественность, мол, мы стремимся к расколу общества, внедрение самостоятельности. Были и такие, которые запугивали нас — активистов, угрожая расправой, требуя прекратить «розмеживание людей» [4, 37].
Несмотря на все трудности и невзгоды, первым зарегистрированным центром украинской культуры в Казахстане стал Национально-культурный центр в г...Алматы (осн. 1989, гл. М. Осипенко). На его базе действуют: воскресная школа, украинский хор, ансамбль танца «Маричка».
Накануне независимости Казахстана закладываются основы Общества украинской культуры в г... Павлодар (осн. 1990, гл. М.Парипса), где действуют 2 Украинские классы с филиалами в Щербатинському и Павлодарском районах, украинский хор, молодежный хор, хор духовной песни, вокальная группа. Инициатор создания Павлодарского общества украинской культуры им. Т.Шевченко и с тех пор его бессменный председатель Михаил Парипса, пользуется доброй славой не только в Казахстане, но и в Украине. Недаром президент Нурсултан Назарбаев наградил его почетной грамотой Ассамблеи народов Казахстана, а президент Л.Кучма присвоил ему звание заслуженного работника культуры Украины [2, 32].
Образуются координационные структуры: областное объединение украинской культуры (г...Семипалатинск, осн. 1991, гл. М.Плахотнюк), на основе которого действуют: воскресная школа, ансамбль «Рассвет», вокально-инструментальный ансамбль; областное Общество украинского языка «Родное слово» (г...Караганда, осн. 1992, гл. М.Зеленяк), где действуют: воскресная школа, кружок национальной вышивки, хор ветеранов, вокальный ансамбль.
Влиятельным в консолидации украинства Казахстана областное объединение «Ватра» в современной столице республики г... Астана (осн. 1992, гл. Т.Чернега), где действуют: воскресная школа, вокальный и молодежный ансамбли. В Астане (небольшом, довольно компактном городе с населением в 300 тыс. Чел.) Насчитывается более 20 тыс. Украинский, однако активистов общества «Ватра» не так и много. Большинство ассимилировалась, забыла украинский язык, заменив ее на русском, и, конечно же, не изучив казахской. Самое большое достижение объединения «Ватра» — украинская гимназия в самом центре Астаны. Начиналась она с воскресной украинской школы, которую сначала посещало с десяток детей. Сегодня здесь четыре группы, более 60 детей и сад при школе, в котором насчитывается 20 дошкольников [2, 15-18]. Содержится она в государственном бюджете, а школьная программа является типичной для общеобразовательной казахской школы с дополнительными предметами украинского языка и литературы, которые велись на украинском.
течение следующих лет консолидация украинском проходит под эгидой Национально-культурного центра им. Т.Шевченко (г...Актау, осн. 1993, гл. Д.Децюк), где действует вокальный ансамбль «Ель», Украинского культурного центра (г...Петропавловск, осн. 1994, гл. А.Польшаков), на базе которого функционируют: украинский класс и фольклорная группа.
С целью развития, сохранения и распространения этнокультурных ценностей, 13 апреля 1994 создано общественное объединение «Украинский культурный центр Пивничноказахстанськои области» (УКЦ ПКО). За период деятельности Центр много сделал для утверждения украинских приоритетов, чтобы украинцы, которые волей судьбы находящихся вдали от исторической родины, не чувствовали себя дискомфортно. Состав центра входят: областное объединение «Пивничноказахстанське общество защиты прав потребителей» и правозащитный центр «Элита», которые ориентированы на защиту социальных, политических и культурных прав граждан разных национальностей.
Ежегодно структурные подразделения центра принимают около 700 человек из Казахстана, Украины и других стран. При обществе функционирует школа национального возрождения, где все желающие могут изучать украиноведческие дисциплины, библиотека, получает украиноведческая периодику. В Петропавловске действует несколько любительских творческих коллективов: ансамбль «Колокольня» (руководитель В.И.Подолян), «Украинский посиделки» (руководитель Л.Е.Кокорина), народный хор (руководитель И.МИЩЕНКО). УКЦ ПКО ежегодно организует Дни украинского этноса, участвует в