Творчество зиновия толкачева в контексте искусства первой половины хх века часть 4

09.12.2017    /   

В течение 1945 выставки произведений С. Толкачева прошли в большинстве городов Польши, на начале 1946 г... Их было показано в Вене . Воспринимались они восторженно. В многочисленных статьях писалось о страстном голос советского художника, который клеймит фашизм, об интернационализме и гуманизм художника. Сравнивая отдельные произведения, критики отмечали, как растет их глубина и сила, как более строгой, лаконичной и выразительной становится их художественный язык, говорилось о том, что они требуют рассмотрения среди категорий собственно художественных ценностей, устойчивых художественных достижений.
сервис обмена электронных валют

Дома, в СССР, реакция была другой. "Период, прошедший с конца Второй мировой войны до смерти Сталина ... — время со своей, вполне особой культурой, специфическим — как общественным, так и официальным — вкусом, время ошеломленной войной и одновременно освобождающейся сознания , время резких изменений моральных приоритетов, новых надежд, иного взгляда на прошлое и будущее. А главное — время совсем неоднороден, где ситуация постоянно, принципиально и «несинхронно» менялась, причем в разных отраслях политики и культуры по-разному ". Поэтому в его начале — радость победы, ощущение свободы, братания с «вторым фронтом», а уже в 1946-м — развертывание «холодной войны», затем обличительные Ждановский идеологические кампании — государственные постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград», " Об одной антипартийную группу театральных критиков «,» борьба с космополитизмом "" буржуазным национализмом «,» влияниями Запада ", расстрел Еврейского антифашистского комитета, убийство Михоэлса ... В искусстве — это время «сталинского ампира», в котором ложь соцреализма достигла своего апогея. Страшная правда произведений Толкачева была с этим несовместима. Поэтому, если еще в октябре 1945-го С. Голованевский с восторгом писал о графических цикла художника, в которых «он изображает действительность, и при этом решается смотреть ей прямо в глаза», а в декабре 1946- го Ю. Бураковский подчеркивал необходимость широко экспонировать эти произведения и обсудить их, то уже в 1947 году их начинают клеймить как «враждебные, несовместимые с принципами советского искусства». Парадоксом, к сожалению, традиционным для советской действительности, было то, что этих произведений Толкачева тогда, фактически, почти никто не видел. Он показал на выставке лишь несколько листов из цикла «Цветы Освенцима» и «Майданек». Серию «Христос в Майданеке» и другие работы выставлять в то время даже не предполагал. Большинство из них хранилась в хранилищах Киевского музея западного и восточного искусства, директором которого тогда был давний друг Толкачева В. Овчинников. Но без ведома и разрешения их обоих «кто-то» посмотрел, доложил «компетентным лицам». Имя С. Толкачева (а вместе с ним и В. Овчинникова по его триптих «Бабий Яр») стало почти нарицательным. Его клеймили все — от партийного собрания художников на пленуме ЦК КП (б) У, от молодого тогда московского критика А. Каменского, называвший «Цветы Освенцима» «рядом кошмаров, по сравнению с которыми бледнеют самые мрачные выдумки воспаленной фантазии Гойи», к старому коллеги и бывшего единомышленника В. Касияна, его обвиняли в бойчукизм, «космополитизме, который всегда идет рядом с буржуазным национализмом», мистицизме, «насаждении христианских ценностей», «викривлюванни образа советского человека». Читать все это сегодня и стыдно, и страшно. Но так или иначе уже в 1949 г... И у Москве на сессии Академии художеств СССР, и в Киеве на всех общественных уровнях произведения С. Толкачева были признаны «антихудожественные и вредные вещи, чуждые нам по своему антинародным содержанием» 27. На то время это было почти приговором. Для Толкачева он обернулся «запретом на профессию». Во чужими фамилиями ради заработка он печатает свои рисунки в отдельных журналах. А одновременно создает целую галерею портретов украинских писателей, которая составляет на сегодня не только художественную, но и историко-культурную ценность. Он рисует А. Головко, Л. Первомайского, П. Панча, В. Сосюры, С. Голованевского, Ю. Смолича, О. Вишню, успел сделать портреты тех, кого в конце 1940-х уничтожила сталинская машина — Д. Гофштейна, И. Фефер, А. Шварцмана, Е. Фаликман, П. Маркиша. В середине 1960-х вместе с общественными изменениями обновляется интерес и к творчеству Толкачева. О нем начинают писать статьи, выходят альбомы с его произведениями. Да и сам художник работает активно и плодотворно. Он создает замечательную серию иллюстраций к «Матери Кураж» Б. Брехта (1965)
, отмеченную дипломом Международной выставки книги в Лейпциге, где пригодились и его экспрессионизм, и глубокое знание европейской классики, и драматическое мировоззрения, и страшный опыт войны, такой созвучный трагедии брехтовских персонажей. В том же году он разрабатывает эскизы росписей к конкурсному проекту мемориала жертвам фашизма в Бабьем Яру (вместе с архитектором И. Каракиса и скульптором Я. Ражбы), к сожалению, конкурс, занял тогда десятки ведущих художников Украины, реализован не был, мечта Толкачева о возвращение в монументальное искусство не осуществилась. В последние годы он писал портреты друзей и близких, картины на темы своей молодости, «Гурзуфский цикл», посвященный творчеству А. Грина. Умер художник 30 августа 1977 в Киеве. В 1985 состоялась последняя большая персональная выставка произведений художника, был издан небольшой каталог статье Л. Владычья, почти на две трети сокращенной. Творчество киевского художника Зиновия Шендеровича Толкачева раскрывается сегодня как часть большой истории мирового искусства ХХ в., С его трагизмом и подъемом, открытиями и заблуждениями, с его новым взглядом на человека, мир и место художника в обществе и культуре . Она отразила неповторимый опыт своего времени и ту особую страстность и напряжение, которое способно оказывать искусству только личность самого художника, живущего вместе со своей эпохой, чувствуя непосредственную причастность и ответственность за нее. Со временем его произведения не только не теряют своей актуальности, входят составной частью в классических достижений отечественного искусства, но и как становятся «большими самих себя», сохраняя образ трагической эпохи и самого художника, сумевшего стать вровень с ней.


Cheap essay writing service https://unionessay.com/ that you need!