Литературно-философские размышления Александра Довженко о личности и общество

16.05.2017    /   

бессознательного и формирует, по заключению Г.Маркузе, «одномерного человека». Она стремится не превращать общество соответственно своим индивидуальным потребностям, а приспосабливаться к нему, чтобы их удовлетворить. Но и потребности становятся все более похожими, идентичными. Рожденные разными, люди становятся одинаковыми в процессе конформистского общественного воздействия. Хайдеггер сравнивает этот процесс с образованием морской гальки: скала падает в море, разбиваясь на мириады разнообразных по форме камней, которые, после долгого омовение водой, все выбрасываются на берег кругленькими. Почему же индивид не протестует против конформизма? Если быть не таким, как другие, в мышлении и поступках, то и ответственность неизмеримо возрастает, делает вывод Хайдеггер. Чем больше свободы, тем больше и ответственность. Этого боится современный человек и убегает в лоно конформизма. Такое явление Фромм назвал «бегством от свободы». А.Довженко тоже не обходят мысли о конформистские настроения в советском обществе, в частности среди художников. Серость, бедность художественных произведений писателей, кинематографистов социалистического времени он объясняет тем, что в них тоталитарный режим подавил индивидуальность. И вот эти умные и культурные люди "все знают, что творят абсурд и не могут не творить.

сервис обмена электронных валют
Нет у них своей воли, мысли, вкуса, достоинства, не должно быть "?15 432].
Протестуя против отсутствия свободы творчества, без чего невозможно настоящее высокое искусство, Довженко мечтает о высоком социальном статусе писателя в будущем: ".Писатель, когда он что-то пишет, должен чувствовать себя вровень, на высоте наивысшего политического деятеля, а не ученика или приказчик "?15 361]. Свобода не есть произвол в мыслях и поступках. А.Довженко частично воспринимает определение свободы как познанной необходимости, идущий от Декарта до Гегеля и марксизма?15 287]. Эта познанная необходимость в него выступает не как унификация, а как осознание характера и запросов своей эпохи, интересов своего общества в определенный период, находит выражение в прогрессивных идеях. "Уметь создавать — не значит только хорошо рисовать хорошо лепить. Я думаю, что уметь творить — это значит также быть мыслителем своей эпохи, своего времени, быть на уровне передовых идей своего времени, быть выразителем интересов своего общества "?11, 14]. И все же, считаясь с необходимостью, художник должен свободно делать свой осмысленный выбор: это и есть свобода в Довженко понимании.
Такой свободы личности в социалистическом обществе, как чувствует в себе Довженко, нет, потому что не только не обеспечен свободный выбор, но заставляют делать то, что ты считаешь нужным, неправильным. Кроме руководства, на лицо давит мощная, искусственно сформирована общественное мнение, которое является выражением господствующей идеологии. Как художник он был убежден, что художественное творчество немыслима без индивидуально-образного воссоздания мира. Но многие серых и маленьких людей постепенно и методично убеждали его, что он «ошибающийся», что его ошибки «наказуемые». И в конце концов они достигли цели: ". Образы покинули меня. Отвернулись от меня мои любимые, родные, дорогие. "?7, 164].
течение своей страдальческой жизни художник стремился практически сколько-нибудь разрубить гордиев узел свободы творчества, но не мог. Поэтому свобода ему представлялась бы в сновидениях, в которых цепи с человеческой деятельности снимает Бог, давая возможность свободно творить: "И я стал свободен. И написал для людей, которых я люблю больше всего на свете, правду, всю, без страха, без ложных скользких, сладких и подлых прикрас, без угодничества, без тупости и без попустительства тупости устаревших невежд и холодных честолюбцев, безмерно страшно и ненасытных, жестоких неверие и ненавидцив человека "?15 397].
Сделаем выводы. В процессе практического познания действительности и своей творческой деятельности Довженко сталкивается с необходимостью решения проблемы соотношения общего и индивидуального начал в человеке. Как сын своего времени — революционной эпохи — он отдает дань увлечению жертвенностью отдельного человека во имя общества, уверен в необходимости служения народу каждым индивидом. Личностное следует подчинять родовом, единичное — целом. Сам художник фактически придерживался в своей жизни данной позиции, отдаваясь работе в интересах своего народа, болея за его судьбу. Однако его не устраивала мировая тенденция ХХ в. «поглощение» личности обществом, нар
астание конформизма. Он внутренне протестовал против унифицированного положения в советские времена, когда от человека требовали полной отдачи сил и способностей на благо общества, относясь к ней как к винтика большого механизма, не беспокоясь о материальном обеспечении и достойный моральное состояние.
Такая противоречивость созерцания жизни привели писателя-мыслителя к захвату экзистенциальным подходом к осмыслению природы человека. В частности, он обращается к принципу отечественной философии — кордоцентризму, который нацеливал на поиски в человеке индивидуального, неповторимого, на самопознание каждым своего естества. Иногда Довженко мыслит в русле толкования человека западноевропейской экзистенциальной философией, становясь на защиту личности, протестуя против ее нивелирования и нарушения. Рассмотрение лица как индивидуальности помогает художнику в его писательской и кинематографической творчества — образы его героев все больше появляются как неповторимые, единичные характеры, как носители способностей и таланта, своих специфических чувств и переживаний.
Все же Довженко понимает ограниченность экзистенциального трактовка человека. Так, экзистенциальное знание сделало доступными для осмысления разные стороны человеческой субъективности, но оно должно быть дополнено эссенциалистской концепцией, согласно которой личность формируется общественной средой в процессе выполнения им социальных ролей. Писатель подчеркивает существование врожденных свойств индивида, но они развиваются или «затухают», даже погибают в зависимости от определенных видов деятельности, отношений, присущих конкретному человеку от внешнего воздействия на нее, от ее образования и воспитания. Вот так в категориях современной философии — «экзистенциальное» и «эссенциальных» — можно прочитать мысли А.Довженко о наличии в личности неповторимого врожденного начала, которое является основой внутренней жизни человека и внешнего воздействия на ее формирование. Еще до нашего времени, к сожалению, встречаются ученые и педагоги, которые «по разным квартирам» разводят эссенциалистское и экзистенциалистские точки зрения, видя в них только противоположности. Но уже Довженко их сочетал в своем художественном творчестве, в философских размышлениях о перестройке системы обучения и воспитания молодежи.
Литература
1. Довженко А. Автобиография // Довженко А. Сочинения в 5-ти томах. — М., 1983 — Т. 1 (далее нумерация томов подана по этому изданию).
2. Довженко А. В глубинах космоса. — Т. 2.
3. Довженко А. Большое общество. — Т. 4.
4. Довженко А. Зачарованная Десна. — Т. 1.
5. Довженко А. Земля. — Т. 1.
6. Довженко А. Письмо П.Вершигоры. -1943. — Т. 5.
7. Довженко А. Материалы к «Поэме о море». — Т. 5.
8. Довженко А. Повесть пламенных лет. — Т. 2.
9. Довженко А. Поэма о море. — Т. 3.
10. Довженко А. Потомки запорожцев. — Т. 3.
11. Довженко А. О художественное воспитание детей. — Т. 4.
12. Довженко А. Советский человек — прекрасна. Т. 4.
13. Довженко А. Украина в огне. — Т. 2.
14. Довженко А. В поисках образа современника. — Т. 4.
15. Довженко А. Дневник // Довженко А. Зачарованная Десна. Украина в огне. Дневник. — М., 1995.
16. Пламенное жизни. Воспоминания об Александре Довженко. — М., 1973.