Драматические портреты Т Г Шевченко литературная интерпретация и сценическая судьба — развенчание, вечерние платья

27.06.2017    /   

Реферат на тему:
Драматические портреты Т. Г. Шевченко: литературная интерпретация и сценическая судьба — развенчание «безликого» образа
Образ Т.Г.Шевченко? что говорит нам сквозь века бессмертным «Кобзарю»? неоднократно оживал на сцене украинского театра и в кино. Пробуждали бессмертного поэта актеры прошлого и настоящего? чтобы снова и снова заставить Т.Г.Шевченко любить и страдать? действовать и побеждать? чтобы поселить светлый образ выдающегося украинского гения в сердцах его народа.
П. Тычина утверждал: такова уж сила каждого гения? что сколько бы ни было написано о нем книг? сколько бы ни было открыто неизвестных страниц его жизни? а он остается все неисчерпаемой и? главное? ежедневно нужным [1; 34]. Вот почему после смерти Шевченко появилось много поэтических и прозаических произведений о нем? в том числе и драм? что правда? количество их было незначительно. Однако именно сценический образ художника раскрывает его в полной силе.
http://flyinsky.ru/directions/UFA/MOW

Феномен портрета заключается не только в предмете изображения? то есть определенной человеческой личности? но и в ризнопросторовий материальной природе: цвете? пластике? слове. Эта эстетическая структура классифицируется как "сквозной жанр? охватывающая почти все сферы ". Драма? основным элементом которой является «действие-проявление свободной самосознания»? структурно способна средствами диалога? монолога и ремарок создать полноценный портрет конкретного человека? в философском же смысле — реализовать ее самосознание [2; 25].
В современном шевченковедении наблюдаем неоднократные попытки анализа драматических портретов Шевченко на сцене театра. Лучшая же и самая полная, на наш взгляд, статья по этой проблеме Лидии — Зелинской «Драматические портреты Шевченко» [2; 22-26]. В ней представлен критический анализ драматических портретов Т.Г.Шевченко в пьесах украинских писателей. Автор отмечает? длительное время портрет был «безликим» и часто драматурги изображали Кобзаря не таким, каким он был на самом деле. Попробуем подробнее рассмотреть, как воспроизводили образ Шевченко украинские писатели и драматурги.
Литературная интерпретация драматических портретов Шевченко в украинской драматургии.
Еще со времен Аристотеля тезис «драма живет вне сцены» является определяющей как в суждениях художников, так и в трудах теоретиков и историков драматургии. Идеи, художественный потенциал пьесы реализуются полностью только на сцене, в совместной работе драматурга, режиссера и актеров. В связи с этим, работа актера приобретает особое значение, поскольку он не только должен глубоко проникнуть в дух образа, и внешне привести свою индивидуальность в полное соответствие ему и раскрыть свое понимание этого образа, в наглядной форме показать, возможно до сих пор засекречены его черты.
Имя Тараса Шевченко стало легендарным еще при его жизни. "В окрестностях Михайловой горы? — Писал Шевченко М. Максимович? — Оставили Вы о себе живейшие и самые сердечные воспоминания. А на правой стороне Днепра Вы стали лицом мифического? в котором идут уже баснословия и легенды? наравне с преданиями старых времён [3, 49]".
После смерти Шевченко появилось много поэтических и прозаических произведений о нем, но не пьеса. Возможно? драматурги не решались воспроизводить образ Шевченко? ставший символом? в пределах единодозволенои тогда структуры — «лубочного» портрета. С другой стороны? оживить образ иллюзией действия? сценического бытия непросто? когда поэт стал «зацелованный» (по словам Стефаника) иконой.
Манипулирование при трактовке образа в нашей литературе — нередкое явление? и каждая эпоха требует своего яркого образа? который бы убеждал зрительскую аудиторию в истинности ее идеалов. Потерпел таких «трансформаций» и Шевченко. "Революционное искусство тяготело к созданию образа массы? стремилось растворить личность в массе ". Эстетика социалистического реализма перекроила сердцевинный принцип драматического портрета: субъективность? авторское видение прототипа и? соответственно? чисто авторский формовираз. Жанр унифицировали окончательно и? как это ни парадоксально? портрет стал безликим [2; 25].
Драматическая Шевченкиана «проснулась» на удивление дружно и была стимулирована юбилейной датой — 125-летием со дня рождения поэта. Так? пьесы С. Голованевского «Поэта судьба»? Д.Бедзика «Невольник»? Ю.Костюка «Тарас Шевченко»? В. Суходольского "Тарасова юность»? Макаренко «Непокоренный» — стали зрелищным дополнением к празднику.
Шевченко изображали общеприня