Первые социологические исследования украинского кино по проекту Украинские альтернативы

21.10.2017    /   

Реферат на тему:
Первые социологические исследования украинского кино по проекту «Украинский альтернативы»
Начиная с 1993 года можно с предельной четкостью наблюдать системный кризис украинской кинематографии. И уже в первом приближении очевидно, что анализ причин такой досадной ситуации непременно должен выходить за рамки кинематографической проблематики.
Радикальная и по сути внезапное изменение общественных приоритетов в постсоветское время поставила киноотрасль, как, собственно, и всех граждан Украины, перед насущной необходимостью экстренно адаптироваться к совершенно другим, чем были до тех пор, социоэкономических и политико-культурных обстоятельств. Такое требование времени была закономерной, но ее не удалось реализовать в короткие сроки, и это повлекло глубокую и длительную инволюцию многих отраслей общественной деятельности. Спад производства, денежная девальвация, окончательная неопределенность в политико-правовых и мировоззренческих принципах новой жизни — эти и другие факторы не могли не сказаться на судьбе «самого массового из искусств». Ведь, как известно, кино является техногенным разновидностью творческой деятельности, и на состояние кинопроцесса непосредственно влияет почти вся совокупность характеристик данного общественного строя.

вебмани займ денег
Причем история мирового кино убедительно свидетельствует именно такую ​​корреляцию: прогресс сферы экранных искусств является функцией поступательного развития всего общества (конечно, с небольшой поправкой на инерционность кинопроцесса). И наоборот: упадок экрана всегда следствием соответствующих явлений в самых широких кругах данного социума.
В случае автором этих строк при поддержке Национального Союза кинематографистов и Министерства культуры и искусств Украины был основан теоретико-практический проект под названием «Украинские альтернативы». Главной целью этого мероприятия было инициирование в серии общественных и экспертных обсуждений интереса к перспективам нашего киноискусства и создание, по крайней мере теоретически, «новой модели нового украинского кино», что противостояло бы ситуации его практического небытие. Впоследствии все материалы «Украинской альтернатив» при поддержке МФ «Возрождение» был издан в двух томах общим объемом около 50 п. Л. («Украинское кино: идентификация во времени» и «Украинское кино: евроформат» — М., Альтерпрес, 2003).
В план исследований «Украинский альтернатив» в частности входило несколько массовых опросов ключевых участников кинопроцесса — кинозрителей, кинематографистов и киножурналистов. Так, в сотрудничестве с Украинским философским фондом (С. Пролеев) и Институтом социологии НАН Украины (Н. Панина и Е. Головаха) было проведено два социологических исследования с целью выявления общественного мнения по отечественного кино (оба впервые в Украине): всеукраинский опрос зрительской аудитории и сквозное анкетирования +1147 членов НСКУ. По итогам такого параллельного «зондирования» позиций производителей и потребителей кинопродукции возникла пока уникальная возможность сравнительного анализа взаемоочикувань зрительской аудитории и кинематографистов, то есть — адресатов и адресантов нашей экранной продукции. Первое всеукраинское исследование киноаудитории проводилось в июне 2003 года социологической службой «Социс» по анкете, которую составил автор всего проекта, который является и автором этих строк. Методом стандартизированного интервью по квотной выборке было опрошено 1200 человек, представляющих все взрослое население Украины в возрасте от 16 до 75 лет в 38 городах, 10 поселках городского типа и 26 селах Украины. Максимальная ошибка выборки составляет +/- 3%. Опрос проводился специально подготовленными интервьюерами в помещении респондента. Максимальная продолжительность интервью — 35 минут. Все 88 интервьюеры, принимавших участие в исследовании, владели украинским и русским языками и прошедшие специальное обучение. Методика опроса — индивидуальное интервью (лицом к лицу).
Анкетирование подтвердило определенные априори прогнозируемые характеристики отечественного кинопроцесса (скажем, прямую зависимость низкой посещаемости фильмов от материального положения граждан), но наконец выяснило конкретные количественно-пропорциональные масштабы очевидного. Было обнаружено и некоторые неожиданные параметры Украинский зрительской киноаудитории, особенно — по сравнению с соответствующими показателями, которые были зафиксированы для кинематогр