Требования сакрального в музыке Анны Гаврилец часть 2

21.01.2017    /   

Реферат на тему:
Аспекты сакрального в музыке Анны Гаврилец
Переплетение всех возможных способов свитовидображення — постмодернистских и поставангардних, различных «нео» и академической эклектичных, по существу творческих и самоуверенно-банальных — таким предстает современный музыкальный мир. Воспринимая или ограничиваясь разных стилевых, стилистических и культурных реалий, композиторы определяют личные приоритеты, также образуют довольно сложный индивидуальный (интраверсийний) контекст. Первостепенный фактор здесь — мобильность выражение собственного неповторимого ощущения мира, так сказать, пульсации идей. Но эта неповторимость, что иначе называется «авторским лицом», «авторской манерой» или «почерком» (если ее сущность сохраняется независимо от изменения того или иного «контекста»), определяется только в сравнениях со стилями других художников.
Здесь непременно возникают давно сформулированы искусствоведческие проблемы «композитор и традиция» или «композитор и тенденции его эпохи», которым посвящены многочисленные разведки и основательные монографические работы. Многочисленные ракурсы этих проблем возникают при исследовании богослужебной и духовного творчества последних десятилетий. Ведь в этом случае взаимодействие часто антиномических по своему содержанию составляющих пары «традиция — новаторство», наполненная, на первый взгляд, непреодолимыми противоречиями.
проекты домов площадью до 100 кв. метров
Причин этому много: от освоения жанров, закономерности и семантика большинства из которых является «неизведанной землей», или создание новых (при осмыслении их носителями сакрального содержания в духе современных жанротворчих тенденций), к противоположному — пародирование или банализации типовых жанров, часто рожденных коммерциализацией творчества.
К счастью, украинская музыкальная культура богата художниками, чей этос поднимается над условностями прагматично-коммерциализированного или внешне-экспериментаторских контекста. Как и в прошлые эпохи, мы наблюдаем за яркими достижениями создателей, которые, воспринимая и переосмысливая лучшие мировые достижения, создают неповторимую, интересную и разнообразную современность. Среди таких фигур, являются знаковыми для среднего поколения композиторов, — Анна Гаврилец.
При доступности и открытости ее произведений для широких слушательских кругов, обусловленных стилистической совершенством, в них довольно сложно переплелись разные стилевые традиции и современные тенденции. Каждый раз, анализируя ее музыку, сталкиваешься с оригинальным воспроизведением генотипных источников, которые сверкают новыми гранями в сегодняшнем контексте. Семантические срезы произведений Г. Гаврилець обнаруживают, с одной стороны, удивительно личностные грани в ее художественных находках, с другой стороны, характерные признаки национального мироощущения. И в большинстве случаев центральной проблемой творчества композитора является этические проблемы бытия, воплощенные в разной тематике, в самобытных и интересных образных концепциях.
Творчество Гаврилець привлекала внимание искусствоведов еще в период ее становления. В одной из первых статей, посвященных композиторци, Л.Кияновська обращает внимание на сильные стороны ее стиля: национальную самобытность, яркость творческой индивидуальности в контексте украинской музыки. Премьеры ее композиций в следующее десятилетие часто освещаются в профессиональных и публицистических статьях, свидетельствуя устойчивый интерес к новым достижениям художницы. Однако образцы духовно-культовой музыки, в отличие от инструментальной и вокальной фактически вне поля зрения профессионального анализа. Хотя они ярко проявляют важные черты мышления композитора, очерчивая те духовные высоты, которыми полны и другие ее произведения.
Диалог с сакральными традициями, раскрытие тематики канонического статуса новейшими средствами — характерные признаки современной украинской музыки. В активе Г. Гаврилець этот процесс непосредственно выражающийся в нескольких композициях. Первыми шагами стали три псалма пользователя 2001 В определенной степени они продолжают стилистические поиски украинском духовно-музыкального творчества предыдущего десятилетия и одновременно свидетельствуют о качественно новом этапе в развитии композитора (показательно, что в момент появления огромного количества произведений в этой области, Г. Гаврилець вроде оставалась в стороне от этого процесса). Путь к ним оказался длител
ьным и непростым: "Я никогда не приступлю к этой теме, если не буду к ней внутренне готова. Она требует огромного внутреннего сосредоточения и духовной зрелости «, — говорит композитор.
После первого, так сказать, опосредованного обращения к сакральным мотивов в струнном квартете» К Марии «, настоящей предтечей стало обработки для сопрано соло и хора мальчиков канта» милосердие «Д. Туптало [пример 1] (представление» Золотой камень посеем «, раздел IV» Время казачества »).
Стилистика жанра здесь синтезируется с техникой многоголосной обработки народной песни в традициях лысенковского школы. Обогащая фактурную ткань пидголосковимы распевами, свободно меняя гармоничную канву, вариационными средствами достигая ощущения интонационного обогащения исходного текста, Г. Гаврилець создала яркую, полную украинского колорита стилизацию душевного молитвы [пример 2].
Пример 2
Три псалмы, созданные 2001 года, — «Блажен, кто помышляет о бедном», «К Тебе возношу, Господи, душу свою» и "Боже мой, зачем меня оставил?»- Не объединены композитором в цикл, хотя его признаки прослеживаются в этих произведениях. Это касается прежде всего взаимодополняемости молитвенно-тематических областей, которые определяются как «блаженные», «уповальни» и «покаянные». В использовании различных исполнительских составов (соответственно женской, мужской и смешанного хоров), в контрастах сопоставления их тембральных палитр можно наблюдать признаки цикличности. Начертанию целостной драматургически концепции существенно способствует выдержанность этих произведений в духе Украинский поэтически молитвенной традиции, где доминируют НЕ апокалиптические прозрения (как в западной творчества) или истово покаяния (свойственное русской традиции), а глубокая психологическая лиричность, сердечность, надежды в искренней молитве постичь Божью милость ...
Взаимодействие жанра поэтического псалма и музыкальной традиции, развернулась на этой основе, создали плодотворную почву для выбора средств и выстраивания музыкальных концепций произведений Г. Гаврилець. Целесообразно подчеркнуть мощных барочно-романтических интенциях, активно действующих в ее музыке (характерный пример — упоминавшееся выше представление «Золотой камень посеем»). В псалмах обращает на себя внимание единство стиля, основанной на совместном подходе к распевки текстов и родственной интонацийности в традициях украинского многоголосия с характерными тенденциями в формообразования. Лирически-возвышенные и надличностные факторы, интимная сокровенность и проповеднической-установочный тон, психологически чувствительное нюансировки настроенческих оттенков — эти черты присущи музыкальном прочтению композитором библейских текстов.
Псалом 43 (41) «Блажен, кто помышляет о бедном», в тексте которого использовано только первую строфу, разворачивается в довольно объемную композицию (соотношение составляющих поэтической основы и музыкального текста приобрело вид «строка ==> строфа» ). Его музыкальная тканинарепрезентуе прекрасное владение техникой подголосками распева, сочетание активной метро-ритмической пульсации со своеобразным интонационным рифмованием строк и строф. Логическое развитие