История украинской парков часть 1

31.07.2018    /   

Реферат на тему:
История Украинской парков
"В конце ХХ — начале ХХI в. на вершине мышления стоит проблема целостного видения природы, человека, обществ, цивилизаций, культур, обусловив тем самым и метод системности и целостности исследований, анализа и прогноза, универсальности, обобщений, соответствующих универсальности природы, человека, жизнь. Вероятно, важнее становится проблема естественности связи прошлого, настоящего и перспектив будущего, технократических и общественно-гуманитарных сфер жизни и науки, образования, культуры, мышления, чувств и действия (на уровне соотносительности идеалов и сознательной воли индивида и общества) ". Решение этой проблемы имеет особое значение в связи с тем, что наша страна взяла курс на возрождение духовности, национальных традиций, формирование сознания молодого поколения.
Как получить Гражданство Мальты
Формирование личности всегда было связано с природой, воплощением которой в урбанизированном обществе разнохарактерные городские парки. «Природа — это не только физические субстанции, материя вселенной, природа — это и Дух, является источником, определяет сущность Бытия, характер и судьбу каждого человека, а тем самым и ее народа».
Садово-парковое искусство возникло в начале зарождения цивилизации. Очевидно, что сады и парки стимулируют в урбанизированной среде все виды художественного искусства — садоводство, архитектуру, живопись, поэзию, музыку и т. Создание садов было тесно связано с религией: сады и отдельные растения посвящались богам. Сохранилось много легенд, которые рассказывают об отношении людей к растениям, объясняют их символику и религиозный подтекст. В давние времена сады принадлежали привилегированной верхушке общества: только состоятельные и духовенство имели возможность строить и содержать их. Сады воплощали разные религиозные и этические концепции отношения к природе. Д. С.Лихачов писал: "Сад — это попытка создания идеального мира взаимоотношений человека с природой. Поэтому сад представлял собой как в христианском мире, так и в мусульманском, рай на земле — Эдем ". Задолго до принятия христианства, наши предки обожествляли природу, поклонялись рекам, озерам, источникам, почитали леса, рощи и дубравы. "Последние считались жилищем богов. В них происходили богослужение и жертвоприношения. Поэтому в них запрещалось добывать зверей и рубить деревья. За нарушение этого табу предусматривалась казнь и даже смерть ". Благодаря религиозным обрядам природа охранялась от истребления. Такой подход в дальнейшем играл важную роль в создании заповедников, парков.
Сведений о развитии садоводства в Украине в доисторические времена еще не найдено. Археологические памятники — земляные курганы, могилы, валы скифских городищ свидетельствуют о том, что на территории Украины в глубокой древности существовали цивилизации, а, возможно, и первые государственные образования. Жители поселений занимались скотоводством и земледелием, выращивали овощи, фрукты и другие полезные растения не только за пределами оборонительных укреплений, но и у своих домов. Нет сомнения, что садово-парковое искусство имело в своей основе утилитарное назначение. В процессе совершенствования человека возрастает роль природы в формировании его мировоззрения, меняется поведение человека, его взгляды на стихийные явления, которые способствовали появлению верований. "Мировоззрение наших предков из-за отсутствия знаний о природе и ее явления был ограничен. Молодежь получала знания только на основе традиций, народной педагогики и труда ".
Почти ничего не известно о существовании первых киевских садов и во времена основания Киева. Но уже первые киевские князья в окрестностях города имели большие лесные угодья. Одно из таких угодий — территория современного Центрального ботанического сада НАН Украины им. Гришко в Печерском районе. "Подобные княжеские угодья были и в Голосеевском лесу. В окрестностях Китаевской шалости еще в XII в. князем Андреем Боголюбским основан Китаевской городище, а на горе пересечений находился уничтоженный татарами загородный княжеский терем с валами и рвами, остатки которых до сих пор заметны ". Лесные угодья использовались для княжеских охоты и развлечений, а позже на склонах горы было основано несколько монастырей, принадлежавших Печерской лавре. Но эти леса использовались человеком и раньше, о чем свидетельствуют пещеры, которые служили жильем первобытному человеку. Киевские лесные угодья были природного происхождения и не имели искусственн
ого ухода, не огораживались заборами, на их территории не строили дворцы. Наряду с ними возникали монастыри с судьбами такие, как Голосеевская пустынь, и Преображенский скит, Покровский монастырь. Когда началось строительство Выдубицкого монастыря, Китаево утратило свое значение, хотя и осталось кормилицей Лавры. Монастырские сады Киевской Руси напоминали монастырские сады Западной Европы. Но между ними существовала существенная разница. Прежде всего, в киевских монастырях были высокие стены, которые бы ограждали рай и одновременно служили для обороны и защиты. В монастырях высаживали плодовые деревья, цветы, декоративные растения, называя свои сады, согласно Библии, «раем». Люди, которые работали в этих садах, словно духовно приобщались к «Божиим». Особое значение в этих садах придавалось символике цветов: белые лилии символизировали целомудрие Девы Марии, а красные розы — любовь к Богу. О том, что в Средневековье семантика цветов воспринималась достаточно серьезно, свидетельствует история цветка ириса, которая вошла в герб королевской Франции и стала называться королевской лилией. Западноевропейские монастырские сады отличались множеством лабиринтов, чего не было в киевских садах. Лабиринты символизировали путь Христа, но лабиринт мог символизировать и сложное, запутанное жизни человека: семь смертных грехов и семь добродетелей, которые встречают человека на его пути. Сначала лабиринты имели просветительский характер, а позже — развлекательный.
В Киевской Руси существовали и искусственно созданные сады. Они возникли с появлением княжеских и боярских усадеб, загородных резиденций. Нельзя однозначно утверждать, что появление садов на Руси связана исключительно с византийскими монахами, потому жены киевских князей бывали в походах во многих странах, где видели местные дворцы и сады и откуда могли привозить семена и саженцы интересных растений. Развитие садоводства в Древней Руси распространялся не только в Киеве. Подвластные Киеву, удельные князья также старались не отставать от великого князя и у своих резиденций в Чернигове, Владимире, Галиче и других городах организовывали охотничьи угодья, украшая свои дома и резиденции плодовыми деревьями, кустами и цветами. "И это садоводство развивалось даже в период монголо-татарского гнета. Об этом свидетельствует запись в Ипатьевской летописи, где сказано, что в 1259 князь Даниил Галицкий возле Львова посадил сад-красавец, такой сад или «рай» был и у князя Василька на горе у Владимира-Волынского ".
Под время монголо-татарского нашествия и в течение следующего периода садоводство на территории Украины было на достаточно низком уровне, преимущественно в монастырях, в том числе и в Печерском. После оккупации Украины Литвой, во время дальнейшего господства Польши строились достаточно богатые имения, в якихпочало возрождаться и художественное садоводство. Особенно значительное развитие оно получило на землях, которые до 1792 входили в состав