Зарождение политической образовательного движения на левобережной украине в 1900 — 1902 часть 2

24.04.2018    /   

Главной темой дискуссий были положения программного документа партии, прежде всего о социальном лица РУП, основные революционные силы. Уже в этом организационном этапе создания партии все более четкими становились социал-демократические тенденции, вследствие чего полтавская жандармерия квалифицировала кружок РУП как социал-демократический, хотя в действительности все члены партии в то время придерживались националистически-революционного направления деятельности, заявленному в программном документе. Именно националистически-революционные положения программы лежали в основе дискуссий руповцев с непартийной учащейся молодежью и интеллигенцией Полтавы. В частности, в разговоре с писателем В. Короленко члены РУП М. Русов, М. Кучерявенко и Петлюра отстаивали право Украины на самостоятельный культурное развитие, ее особое национально-культурное положение в Российской империи и Европе. В своем национальном мировоззрении В. Короленко был неодиночным, его взгляды разделяли и так называемые полтавские малороссы, интеллигенты, внешне воспринимали русскую культуру, видели ее русификаторское влияние, но не решались разорвать этот трагический круг. Подобную позицию занимала и часть полтавского демократического учительства и меценатства. В качестве примера С. Русова приводит деятельность одной помещицы из-под Полтавы, которая открыла в своем селе школу для детей, удерживала ее, обеспечивала книгами, ввела в ней демократические порядки, организовала народную библиотеку, но колебалась о целесообразности введения в учебный процесс украинского языка и украинских книг. В такой обстановке РУП приходилось преодолевать значительные трудности в реализации своих программных положений в национально-культурной и образовательной сферах.
Браузерные онлайн игры

Большой пропагандистское воздействие на общественность Полтавы имела речь М. Михновского в 1900 по поводу запрета представителями власти русскоязычного надписи на памятнике И. П. Котляревского. Развенчивая многовековую политику угнетения России в отношении Украины, Н. Михновский заявил: „ Украинская нация должна сбросить господство иноплеменников, которые огиджують самую душу нации ... Должен добыть свое освобождение из рабства национального и политического, хотя бы пролились реки крови ". Такая постановка проблемы предполагало не столько борьбу за украинизацию культуры и образования, сколько борьбы за государственной самостоятельности как главного гаранта национального существования украинского народа. Национально-революционные идеи РУП пропагандировались как партийными кружками и группами, так и отдельными пропагандистами. Одними из самых горячих сторонников решения культурно-образовательной проблемы оказались ученики Полтавской духовной семинарии, в значительной степени уже сагитированы событиями в городе. В 1901 полтавские семинаристы активно включились в культурно-образовательное движение семинаристов Российской империи, направленный на кардинальное изменение обучения в средних духовных заведениях. Координатором этого движения стала Казанская духовная академия, которая выработала и разослала по семинариях петицию Синода следующего содержания: уравнение программ семинарий с программами светских учебных заведений; разрешение поступать в университеты после окончания четырех классов семинарий; отмена экзаменов при переходе из одного класса в другой; сокращение богословских предметов и увеличения светских; отстранение лиц из числа монахов от управления семинариями и полное изменение отношения начальства к ученикам; отмена обязательного посещения богослужений, причастий, постов. После этого в ряде семинарий, в том числе и Одесской, Екатеринославской, Харьковской, состоялись выступления учеников, которые, однако, не сопровождались национальными требованиями. Исключение в общеимперском культурно-образовательном движении составляла позиция учеников Полтавской духовной семинарии. В начале 1902 среди семинаристов усилилась агитация членов РУП К. Шаревським, А. Мишта, И. Рудычеву, М. Гмырей, С. Петлюрой. Весной 1902 200 семинаристов подписали петицию к ректору семинарии И. Пичета с требованием отменить устаревшие методы обучения и воспитания, отменить систему шпионажа и надзора, освободить от должностей кураторов-наблюдателей и тому подобное. В отличие от подобных требований учащихся других учебных заведений Российской империи, полтавские семинаристы впервые в украинском культурно-образовательном движении потребов
али ввести в учебную программу изучение украиноведческих дисциплин. Это было полной неожиданностью не только для школьного начальства, но и для полицейского отделения. Связывая это выступление с деятельностью РУП, начальник полтавского охранного отделения квалифицировал его как политическое выступление. Действия семинаристов сопровождались ломкой столов и скамеек, образами учителей, битьем окон и тому подобное. Выступление семинаристов нашумевший и резонанса в Полтаве и мог перекинуться на другие учебные заведения, в том числе на гимназии, ученики которых следили за ходом событий в семинарии. Чтобы прекратить его, епархиальное начальство исключило из семинарии около 50 семинаристов, временно закрыло же семинарию и освободило от должности летом 1902 ректора И. Пичета. Большинство исключенных семинаристов разъехались к родителям, а меньшая часть обратилась к разобщенной революционной пропаганды. В апреле 1902 изгнаны полтавские семинаристы Петлюра, В. Яновский, В. Фидровський, К. Шаревський, Г. Ткаченко, Любицкий, а также акцизный чиновник А. Ливицький вели пропаганду среди молодежи города Решетиловка Полтавской губернии. Последний из них был в руках пакет, в котором, как подозревала охранка, была пропагандистская литература. Впервые в истории Украины полтавские семинаристы прибегли к пропаганде национально-освободительных идей, тем самым начав на политической арене революционный путь решения культурно-образовательной проблемы в Украине. Таким образом, зарождение политического направления в образовательном движении на Левобережной Украине началось с созданием Революционной украинской партии. В программном документе РУП „ Самостоятельная Украина "впервые в отечественной истории решение национального культурно-образовательной проблемы была поставлена в зависимость от получения Украиной государственной независимости. Главный центр политического образовательного движения на Левобережной Украине сформировался в Полтаве из числа местной интеллигенции и семинаристов Полтавской духовной семинарии. Пропаганда ими основных положений „ Самостоятельной Украины "расширяла круг борцов за политические методы украинизации народного образования. Литература:

  1. Борисенко В. И. Борьба демократических сил за народное образование на Украине в 60 — 90-х годах XIX в. — К., 1980.
  2. Борисенко В. И., пустая А. Общественно-политическая деятельность учителей и учащейся молодежи Украина в 1900 — первой половине 1907 — К., 2002.
  3. Он — из когорты вождей. — К., 1994.
  4. Капельгородский П. Записки семинариста // Сочинения. — К., 1961.
  5. Колесник В. Ф., Рафальский А. А., Тимошенко А. П. Путем национального возрождения. Национальный вопрос в программах и деятельности украинских партий Приднепровья 1900 — 1917 рр. — К., 1998.
  6. Национальные процессы в Украине. История и современность. Документы и материалы Справочник. В двух частях. — Часть I. — М., 1997.
  7. Подсчеты автора по: Полтавский областной государственный архив (далее — ПОДА). — Ф. 83. — Оп. 1. — Спр. 35.
  8. ПОДА. — Ф. 138. — Оп. 1. — Спр. 78.
  9. ПОДА. — Ф. 351. — Оп. 1. — Спр. 45.
  10. Рафальский А. Национальные меньшинства Украины в ХХ в. — К., 2000.
  11. Рашин А. Г. Грамотность и народное образование в России В XIX и начале ХХ в. // Исторические записки. — Т. 37. — М., 1951.
  12. Русова С. Мемуары. Дневник. — К., 2004.