Священный брак Архетип матери-земли в фольклоре

09.01.2017    /   

Реферат на тему:
Священный брак. Архетип матери-земли в фольклоре
В мифологиях многих народов распространенными космогоническими версиями были священные браки. Мифы о божественных пары «небо-землю», «месяц-солнце», «огонь-воду», «день-ночь» часто интерпретируют как инцестные браки близнецов — брата и сестры.
Если небо в мифологическом бинарном мировоззрении олицетворяет преимущественно «верх» космогонической модели (в основном — потому что и небожители-боги вступают иногда свойств хтонических существ, как, например, Зевс-громовержец и Зевс-змей в одном лице), то земля — кроме того, что имеет связь с небом и принадлежит к высшим святыни, — прежде всего олицетворяет «низ» этой модели. Архаичное представление о небе и земле как брачную пару, координирующий «верх» и «низ» в системе мироздания, сохраняет польский загадка: «Wysoki tatka, niziutka matka».
Небо — символ самой чистоты и святости, это место проживания богов (или Бога в единобожних религиях). От неба надеются, у него просят дождя, богатства, хорошей судьбы («небо послало», говорят), если же ждут наказания, то на справедливое. О покойниках, когда пытаются смягчить боль от потери, говорят: «Господь небо взял.»
В священной паре «небо-земля» мифологема земли дает больше фольклорно-этнографического материала, чем небо, и семантическое поле ее значительно шире. Первая, самая важная функция земли — способность рожать.
Туры в ОАЭ из Алматы
При этом отмечается особой свойства земли, которая делает ее плодородной, это — сырость. Здесь есть несомненная связь с субстанцией воды с ее многозначное характеристикой, основу которой составляет оплодотворяющее начало. Сырость в мифопоэтической сознания — это и влага, в которой, кроме водной субстанции, присутствует нечто такое, что имеет непосредственное отношение к созданию от зарождения жизни до вызревания плода.
Через атрибут сырости Земля-мать связана с Небом-Отцом, с представлением о оплодотворяющий землю дождь, благодаря которому земля родит богатые урожаи. «Богатая» — обычная характеристика земли (напр. В пожелании: "Будь богатый, как земля»). В нее входит и понятие плодородия земли, и тех богатств, которые спрятаны в ее недрах (известны многочисленные легенды о сокровищах).
Представление о земле, именно тот аспект, связанный с мифом о сакральном браке, следствием которого является оплодотворение, имеют эротические коннотации в календарной и семейной обрядности и фольклоре.
В славянском фольклоре распространено поверье о весеннее пробуждение земли, отпирание ее ключами и осеннее замыкания, в основе которого лежит представление о священном браке и родильный цикл (ключ и замок имеют символико-эротические ассоциации). Считалось, что до Благовещения оплодотворенная земля отдыхает и ее нельзя беспокоить и забивать в нее острые предметы — ножи, лопаты, колья, пахать (все эти вещи несут в разной степени осознанное или подсознательно эротическое нагрузки).
Образ земли в народном мировоззрении образует архетип Великой Матери «Земля-мать», — говорит пословица. Землю считают матерью всего на земле, она и мать всех людей. В схристиянизований народном сознании образ Матери-Земли идентифицируется также с Божьей Матерью, Богородицей и является трансформируемым продолжением языческого культа Великой богини-матери.
С точки зрения народной философии человек рождается для того, чтобы жить, и преждевременная смерть воспринимается как большое горе: «горе тому, что земля на нем», — говорит пословица. Но о плохом человеке говорят: «не могу того, же» го земля на себе носила «, или:» родила мама, не принимает и яма ". В проклятиях иногда высказываются угрозы типа: «чтобы тебя сырая земля поглотила», «чтоб тебя земля поглотила». Однако есть еще более страшные проклятия: «чтобы тебя, окаянного, земля не принимала». Земля после смерти не принимает больших грешников-убийц, залоговых покойников, выбрасывает их из могилы. Земля не терпит пролития крови. В былине изображается такой эпизод. Добрыня побивает змея, отрубая ему головы. От того вытекает столько крови, что она вот-вот затопить богатыря. Тогда он стал молить мать-землю, и она расступилась и поглотила змею кровь.
Земля имеет большую силу и наделяет ею своих детей-великанов. Редупликация мирового мотива антеевого мифа характерна преимущественно для народного эпоса. Своеобразное отражение он находит в былинных образах богатырей Микулы Селяниновича, непобедимого силача благодаря контакту с землей, и Ильи Муромца, которому «смерть в бою не писан». Однако был в его жизни один к
ризисный момент, когда в бою со своим сыном «пал старой казак да Илья Муромец, Пал он да на сырую землю, И змолился старой казак да Илья Муромец ...» В тексте Илья Муромец молится Господу ("и прибыло здесь силы много множество »), однако изображена картина несет в себе ярко выраженный двоевирний отпечаток.
Интересные примеры появления особой магической силы в контакте с землей дают слов "янски верования и быт. Сербы, чтобы вола было легче везти покойника на кладбище (так как «мертвый тяжелее живого»), к колесам прив "связывали веревку, которая волочилась по земле. В древних польских и немецких актах «ведьмовских процессов» есть свидетельства, что обвиняемых в колдовстве поднимали в деревянных колодах над землей, чтобы лишить силы и поддержки из-под земли. В мифологиях народов мира великаны (в генезисе-змеи: языковеды видят лексическую родство в корнях «земля» и «змея») — порождение земли, первые ее дети. Тяжелая их вина — сыновний бунт против своей матери — находит и соответствующее суровое наказание: смерть, превращение в горы и камни. В славянской эпике этот мотив находит отражение в сюжетах гибели героев, их смерти за оскорбление земли. В юношеской песни о королевича Марка и былине о Святогора четко прослеживается (кроме привычного в эпохе мотива наказание героя за нахваляння и наглость, позже это стремление первенства, превосходства даже над небесными силами выльется в мотив окончательное поражение и гибели богатырей в былине "Отчего перевелись витязи на святой Руси «) эсхатологическая идея» вращение «земли, возвращения ее к первоначальному состоянию хаоса, который предшествовал сложившейся мироздании.
то похвастался королевич Марко поднять землю. Тогда Господь послал к нему ангела в виде прохожего, который попросил Марка нанести ему на плечи мешок (а в той сумке была вся «тяга земная»). Юноша едва смог выполнить просьбу, но с тех пор пропала его сила богатырская.
Выехал Святогор в чистое поле. Не с кем ему силой помериться. А сила так и переливается по жилам, тяжело от нее, как от тяжелого бремени. Говорит Святогор: „Если бы земли тягу нашел, я бы всю землю поднял“. Впрочем наезжает на сумку переметную. Пробует он ее, не сходя с коня, „поганялкою“ — сумка не двигается. Движет ее перстом — не сдвинуться. Хватает рукой — не поднимается. Слезает с коня, хватает обеими руками — подносит ее выше колен, но сам угряз при том по колено в землю. По лицу его слезы текут, а кровь. Как угряз, так и встать не мог, „жили и суставы его разошлись, и здесь ему конец“.
По древним представлениям, земля рождает людей, чтобы потом, после отведенного каждому возрасту, забрать их обратно пазуху. Там же, в теплых краев (по народным представлениям, местонахождение юга наверное не определено: по одной мыслью, это может быть земля, по другим — небо, вода, лес, „край света“, земля рахманив и т.д.), находятся души еще не родившихся детей .
Первый человек — Адам, по распространенной версии, была вылепленная из земли, точнее — из красной глины. От него сложился весь род человеческий. В известной „Голубиной книге“ премудрый царь Давид Евсеевич отвечает на вопрос, откуда „начался“ белый свет и род человеческий: «У нас мир-народ от Адамия, Кости крепкие от камени, телеса наши от сырой земли».
На