Драматические портреты Т Г Шевченко литературная интерпретация и сценическая судьба — развенчание «безлико часть 1

11.02.2017    /   

полноценного воспроизведения прототипа. В начале драмы Репнина «резко отвергает завесу — там висит ярко освещенный известный автопортрет Шевченко 1840 года.» Следует заметить? что Шевченко в предыдущих драмах изображали как обобщающий образ Кобзаря. Визуальная невыразительность порождалась неподвижностью? а точнее? отсутствием внутренней эволюции прототипа? его закономерных возрастных? социальных и духовных изменений. Щербак достиг визуальности благодаря тому? что обратился к живописи. Собственно? только автор «Стены» ввел автопортрет Шевченко в структуру драматического произведения? поэтому целесообразно выявить взаимодействие [2; 29].
Искусствоведы рассматривают портретная живопись Шевченко через традиции рембрандтовской школы: живописец не иллюстрирует заданную внешность, а постепенно, черта за чертой познает модель, ведет с ней напряжений внутренний диалог, драматизирует ее историю.
В автопортретах Шевченко также познает себя постепенно. Почувствовать ритм этого процесса — значит приблизиться к чему-то сокровенному и уникального. Во всяком случае Щербак хотел этого: и в сценографической палитре драмы — от романтично приглушенных полутонов к поразительно ярко освещенных образов, и самое главное — в заданном прототипом направлении саморазвития драматического характера [2; 29].
«Стена» Щербака начала концептуально новый подход, а именно личностное, субъективное интерпретацию образа Шевченко на основе, как писал сам автор, "жестокой документальности», не даст сфальсифицировать, это не только структурно-стилевые упражнения, но и материализованная память, обогащенная духовность, национальное самосознание.
onpconsult.com.ua

Эволюция образов Т. Г. Шевченко на сценах украинских театров.
В сознании каждого Украинская существует свой Шевченко? ведь каждый понимает и видит в этом образе прежде всего то? что является ближайшим для его понимания. Свое видение Т.Г.Шевченко предлагают украинскому зрителю и корифеи Львовского национального академического украинского драматического театра имени М. Заньковецкой.
Одна из первых его постановок (1961г.) демонстрирует традиционный образ Шевченко в пьесе «Невольник» Д.Бедзика, не отличалась от других советских пьес о Шевченко ни сюжетной выразительностью? ни изобразительными средствами. Образ Тараса Григорьевича потерялся в шаблонности: тот же страдальческое выражение лица? нахмуренные брови и декламационная интонация. Согласно авторскому замыслу, образ Кобзаря был проведен через все представление? однако безжалостная цензура того времени ограничила его появление на сцене несколькими эпизодами в начале и в конце пьесы. Это практически невозможным показ целостного понимания образа Тараса Шевченко? который показался схематичным? фрагментарным? неспособным раскрыть сути художника. Громкие речи Кобзаря со сцены скорее были похожи на вынесение политических лозунгов с кафедры политзасидань. Что правда? и такое представление о Шевченко не устраивала тогдашнюю верхушку власти? и в 1973 году. постановлением ЦК КПУ пьесу были изъяты из репертуара театра. В течение долгих 15 лет образ Шевченко исчез со сцены львовского театра.
Вернуть его взялся в 1989 талантливый режиссер? ныне художественный руководитель театра — народный артист Украины? лауреат Национальной премии имени Ф. Стригун. Его версия пьесы «Гайдамаки» дала зрительской аудитории принципиально нового Шевченко. Впервые на сцену театра получился не измученный жизнью старец? а молодой мятежник.
Режиссер не отступает ни на шаг от поэмы «Гайдамаки», но все авторские размышления в произведении не тогдашними событиями Шевченко произносит сам. Он постоянно в центре сценического действа, участвует во всех событиях? разворачивающихся на сцене: стоит рядом с Гонтой? когда тот убивает детей? смешивается с гайдамаками в кровавых боях? становится даже свидетелем нежных объятий влюбленных Оксаны и Еремы. Эмоциональный? интеллектуальный стержень спектакля — именно в образе Шевченко? а не в других персонажах произведения. Поэт может как остановить ход событий в пьесе? так и двинуться их дальше. Стригуновский Шевченко конфликтует не только с персонажами спектакля? но и с литературно — критическим обществом того времени. В своих речах Шевченко предстает перед зрителями чувствительным? уязвимым романтиком и сильным патриотическим борцом одновременно.
время замечаем, что, отойдя от традиционных советских навязчивых стереотипов? Ф.Стригун в своей сценической интерпретации часто сби
вается на патетику, и Шевченко слишком откровенно? даже навязчиво начинает пропагандировать националистические идеи. Пьеса остается в репертуаре театра? нового молодого Шевченко в «Гайдамаках» в течение 12 лет ее инсценировки играли разные актеры — заслуженные артисты Украины И. Тарнавский? Г. шулы и Вернадский.
В 1989г., Ф. Стригун ставит еще одну пьесу о Шевченко "В семье вольной? новой «, в 1991 гг. -» Проституток ветер «и» Вспомните? братья мои "в 1995 году.
Последняя — довольно оригинальная и является весомым шагом театра к осознанию феномена гениального Кобзаря. Пьеса «Государственная измена» американского драматурга Рея (Романа) Лапики? что является выходцем из Галичины? стала интересной для украинского театра? новым? незаангажировано советской идеологией? взглядом на образ Шевченко. Такой Кобзарь необычный для Украинской? он с другим "привкусом? взглядом? темпераментом "? даже знакомые стихи в его устах звучат совсем по-другому. К тому же, в пьесе американского автора Шевченко напоминает раскованного ковбоя. Образ его изображен поверхностно, слишком американизированного. По-своему интерпретируя пьесу, Ф. Стригун вводит ее в жанр сна и этим согласовывает все хронологические и недостоверные ее элементы. Собственно остается фабульно костяк Лапиков пьесы, а сюжет спектакля строится на стихах Кобзаря. Он перевел стихотворные тексты на языке театра? то есть определил ведущую идею и выразил ее сценическими образами? диалогами? драматическим действием. Стригуновский Шевченко через собственную поэзию «углубляется» в себя? он конфликтует не из графом Орлов или генералом Л.Дубельтом? а, прежде всего, с самим собой.
В основу сюжета пьесы положены события суда кирилло-мефодиевцев и дальнейшее ссылки Тараса Григорьевича. Шевченко в исполнении заслуженного артиста Украины С. Гловы удивительно неспешный и на удивление доверчиво открытый зрителям. В начале спектакля — это элегантный художник в берете с козырьком? что в полной тишине выходит из глубины пространства из-за полосатого шлагбаума (простой и сильный образ неволи) на авансцену с этюдником и перочинным стульчиком и? усаживаясь перед зрителем? начинает мурмотиты о своем сне — так зарождается поэзия Кобзаря, и спектакль погружает зрителя в акт творчества.
Ф. Стригун понял? что монологи произведений Шевченко намного сильнее даже при монологи Уильяма Шекспира. Стихи Шевченко вплоть кровоточат? настолько они конфликтные? драматические? глубокие? что никакой драматург с ними не сравнится. Назад? чтобы якнайправдивише и достоверно раскрыть образ Шевченко? режиссер использует его стихи. Только они способны красноречиво сказать о своем авторе все? нужно только суметь раскрыть глубину написанного. «Поймать» живого Шевченко можно только через его произведения — такая принципиальная позиция Ф. Стригуна в образотворенни Шевченко.
Но самый сильный образ спектакля? что важно для понимания образа Шевченко образа? — Женский хор из фигур Шевченко героинь, среди которых Причинение? Екатерина? Лилия? Тополь? Сирота? Судьба и две Души. В домотканых хламидах? с элементами украинском головных уборов (платки? очипки? венки) они приходят к поэту? возникают у него за плечами? подхватывают, баюкают в минуту слабости и отчаяния? побуждают к новым шагам?