Академик ПМВасиленко — основатель научной школы земледельческой механики в Украине часть 2

07.04.2019    /   

работоспособность, смелость, способность предвидеть, умение распознавать новое, скромность, научная этика, высокая требовательность к себя и учеников. У него разносторонними знаниями, интуицией, был волшебным и доброжелательным, умел поддержать инициативу и направить работу, пользовался высоким авторитетом среди ученых. В нем гармонично сочетались талант, педагогическое дарование и высокие личностные качества. Все это позволило ему и его школе достичь весомых научных результатов.
О природную одаренность Петра Мефодиевича метко высказался его ученик и последователь, член-корреспондент УААН, профессор Д.Г.Войтюк: "Личность Петра Мефодиевича представляет собой уникальный феномен: как из обычного парня из бедной крестьянской семьи может сформироваться выдающийся ученый. Для этого, как известно, надо иметь в наличии четыре предпосылки: природные способности, соответствующее воспитание, трудолюбие и возможность получить. образование [21, 63]".
Личностью и признанным ученым П.Василенко сделал себя сам. Получив фрагментарное образование, он самостоятельно овладел все премудрости механики благодаря безграничной работоспособности и целеустремленности, математическому складу ума и счастливому стечению обстоятельств — общению с выдающимися учеными того времени: академиками К.К.Симинським, М.М.Крилевим, Боголюбова, С.В.Серенсеном, которые были его преподавателями во время обучения в аспирантуре.
Alexis Texas видео секс

Систематическая самообразование, общение с выдающимися математиками и механиками, несомненный талант и широкая эрудиция дали миру блестящего ученого и педагога [11, 30].
О самостоятельности суждений и смелость Петра Мефодиевича свидетельствует такой случай. Когда ЦК КПСС не рекомендовал выбирать членом-корреспондентом ВАСХНИЛ молодого доктора технических наук Л.В.Погорилого, который мало мелькал в коридорах власти, Петр Мефодьевич вместе с друзьями — академиками М.М.Северневим, И.М.Хохловим, М. Бузенковим выступил против такого решения и, вопреки мнению властных структур, рекомендовали избрать в состав академии молодого ученого, и было поддержано большинством [11, 41].
Достаточно поучительными были скромность и научная этика великого ученого. Он принципиально не ставил своей подписи под научной статьей или другой работой, если сам не был их инициатором или не внес своей весомой, а часто основной лепты. О его высокую научную этику свидетельствует тот факт, что при публикации в академическом журнале «Доклады ВАСХНИЛ» фундаментальной статье «О аналитические методы определения сопротивления рабочих органов сельскохозяйственных машин» его учеников П.С.Короткевича и В.П.Третяка, где использовались разработанные им методы вариационного исчисления, он отказался ставить свою подпись первым, а ограничился лишь представлением статьи, по обычаю упоминалось после названия [11, 32].
Ученый был очень требовательным к себе и к ученикам, к уровню их подготовки и морального облика, высокие требования ставил и к диссертационных работ [11, 39]. Он удивлял окружающих разносторонностью интересов в области механики, прикладной математики, автоматического управления и смежных с ними отраслей, а также вопросов теории вероятности, статистической динамики. Не были чужды для него история и философия [11, 22].
Большое внимание академик уделял подготовке молодых ученых для своей школы и других научно-исследовательских учреждений и вузов. При этом имел талант открывать молодые дарования. "Вы хотите стать ученым? Это очень нелегкий труд и ответственная работа, — говорил он, — главное не засорять науку. Пусть каждый своим трудом получит честь и право называться ученым [11, 40]".
В формировании молодого ученого большую роль играли лекции и семинары академика. Ученик и последователь П.Василенко — Л.В.Погорилий вспоминал, что курс лекций Петр Мефодьевич читал с увлечением, логично, строго академически, так что все желающие могли составить бесценные для экзаменов конспекты. Основательным конспектом лекций Л.В.Погорилого с сельскохозяйственных машин еще несколько лет пользовались его друзья-студенты, а в начале 60-х — еще и аспиранты [11, 20].
Большое значение для будущих ученых имел кружок земледельческой механики, который вел Петр Мефодьевич. Во время этих занятий-бесед он неторопливо рассказывал что-нибудь новое — о роли теории, о новостях науки, о решении актуальных прикладных задач. Он также обязательно интересовался у слушателей о том, что они сделали по его заданию или сами [11, 21].
Общение со студента
ми на лекциях, семинарах, в лаборатории, во время дискуссий было одним из условий формирования творческой личности. Для научной школы П.Василенко была характерна особая творческая атмосфера доброжелательных дискуссий, демократичности и научной принципиальности, взаимного уважения и требовательности, преданности науке и научном энтузиазма.
Большое значение для повышения уровня научных исследований и конструкторских разработок на территории Украины и бывшего Советского Союза имели научно-методические семинары, на которых рассматривались вопросы применения механико-математических методов исследований при конструировании новой сельскохозяйственной техники. Руководителем этих семинаров был академик П.Василенко [11, 4]. Он был инициатором и организатором многих научных совещаний и конференций по проблемам механизации и автоматизации сельскохозяйственного производства [11, 4].
В научной школе П.Василенко четко прослеживается традиция преемственности, заключающийся в передаче от одного поколения исследователей к другому определенного запаса знаний, идей, концепций, подходов и методов, стиля мышления и стиля работы. Руководство школой П.Василенко передал своему ученику и последователю члену-корреспонденту УААН, академику АИНУ, директору Учебно-научного технического института Национального аграрного университета, профессору Д.Г.Войтюку. Он не только развил учение школы о земледельческую механику, но и открыл ее новую страницу — систему точного земледелия.
Научная школа академика П.Василенко не только сохраняет традиции своего основателя, но является центром интенсивной концентрации творческой энергии в процессе научного поиска, является зародышем новых точек роста науки и отдельных ее направлений. Школа не только генерирует научную продукцию, идеи и открытия, но и обеспечивает расширенное воспроизводство последующих поколений исследователей, ее воспитанники сами становятся научными лидерами, руководителями новых «дочерних» школ или групп ученых, новых направлений. Школа открыла путь в науку нескольким поколениям ученых — и в этом ее долголетия и жизненная сила. Продолжателями традиций школы П.Василенко стали школы академика Л.В.Погорилого, члена-корреспондента УААН В.М.Булгакова, профессоров О.О.Омельченка, М.С.Хоменка, В.С.Басина и других.
Важное место в научных исследованиях П.Василенко и его школы занимали проблемы совершенствования технологических процессов и технических средств обработки почвы. Выполнены обширные теоретические исследования по механике грунтов, перемещению обрабатываемых сельскохозяйственных материалов по робочихповерхнях машин и т. Используя методы вариационного исчисления П.Василенко вместе со своим учеником и последователем П.С.Короткевичем разработал аналитический метод определения оптимальной формы бокового профиля режущего рабочего органа [22, 58]. Он также провел широкий комплекс исследований ротационных почвообрабатывающих