Литературно-философские размышления Александра Довженко о личности и общество часть 1

25.12.2016    /   

Реферат
НЕ тему:
Литературно-философские размышления Александра Довженко о личность и общество
Выдающемуся отечественные творцы, писателю и публицисту А.П.Довженко был присущ тяга к философского постижения действительности, без чего он не мыслил ни художественного творчества, ни общественной деятельности. Не случайно его повести, рассказы, статьи, особенно «Дневник», полны поисков онтологических, философско-антропологических, историософских основ для эстетической практики. Эта сторона Довженкового гения, еще недостаточно раскрыт в нашей литературе, требует дальнейшего исследования. Остановимся на некоторых аспектах философско-антропологических поисков выдающегося художника.
Ведущей тенденцией Довженко философско-антропологической мысли является осмысление соотношения в человеке индивидуального и общественного начал. Такая постановка вопроса вытекала из характера эпохи, в которую жил и работал художник. В послереволюционный период жизни страны преодоления частной собственности и замена ее общественной осуществлялось чрезвычайно сложно и противоречиво.
выдвижная лестница на чердак цена
Отражая эти перипетии революционных преобразований, Довженко формулирует главную проблему ХХ в .: "Мое или наше? Вот мировое вопрос. Большой знак суток. «. Но самое сложное это вопрос для нас?10 129].
Отсюда — размышления о дальнейшем формирования личности. Частная собственность почвой для индивидуализма, для утверждения личного „Я“. Общественная же собственность утверждает в сознании индивида его органическое единство с целым, с коллективом, классом, обществом, выдвигая в его личности на первый план не „мое“, а „наше“. Захваченный идеей коллективизма, которая воплощалась в годы строительства социализма, Довженко на вопрос „мое или наше“? твердо отвечает: „Наше!“Такой выбор стимулировался» этикой ридноты ", которая утверждает, что человек не является изолированным атомом в мире, а принадлежит к определенному роду, является его неотъемлемой частичкой. Отсюда понятно, почему крестьяне в киноповести «Земля» и в пьесе «Потомки запорожцев» считали справедливым забрать имущество кулаков, обобществить его. Нравственным выглядит в этом плане и поступок Боженко в фильме «Щорс», который, направив пулемет в театре на «господ буржуазию», отбирает у них деньги.
В кинотворчестве Довженко в двадцатом года стремится провести идею первичности общественного индивидуальному в художественную практику. Для него главной задачей было раскрыть суть идеи, а не персонификацию героев. Художник в «Автобиографии» определял сам, что в 1927 — 1928 годах в его фильмах идея превалировала над характерами, «герои» Арсенала "были еще мало персонифицированы. Это были носители идей, идеологий. Я оперировал еще. классовыми категориями "?1, 29].
Довженко признается, что именно ощущение себя частью целого, органический коллективизм помешали ему покончить жизнь самоубийством в тридцатые годы, в период травли и отчаяния, хотя тогда в небытие по собственной воле ушел некоторые из его друзей. Если целое преобладает отдельность, то надо покорить свои действия целом, если «наше» побеждает в обществе, то «мое» должен до этого марша приспосабливаться, идти в ногу со всеми. Эти чувства усилились в сознании художника в период фашистского нашествия, когда решалась судьба народа. Не только ставить на первый план личное, но и думать об этом в страшный для общества время считалось предательством, величайшим преступлением. Каждый, отбросив мечты о своем благополучии и счастье, должен был бороться за победу над врагом. Славы и личного бессмертия заслуживают лишь те, кто до конца выполнил свой долг перед страной, отдав без колебаний жизни ее. Такими идеями полны произведения художника: киноповести, рассказы, выступления, статьи. Он забывает о собственной болезни и находится на фронте, стремясь воодушевить солдат своим творчеством на подвиги.
Однако в период войны писатель сталкивается с множеством фактов, свидетельствующих об очевидной глупости руководства страны, антигуманность сталинской власти по отношению к согражданам. Так, миллионы несчастных сыновей Украины блуждали в прифронтовой полосе. Но, если кому-то удавалось перейти линию фронта к своим, вместо того, чтобы послать в бой против врага, их объявляли государственными преступниками и бросали в лагеря. По этому поводу появляется такая запись в Довженко «Дневнике»: "Боже, какие же мы глупые, плохие учителя и руководители. Как мало у нас возглавляемых самой идеей братства, гуманизма, коммунизма,