«Народная песня — зеркало народной души» (М Драгоманов) часть 1

25.12.2016    /   

«русальный», «нявський» или «мавскую Пасха». В Украине выполнялись выразительные песни во время обрядов, связанных с «зелеными праздниками», или «Клечальное воскресенье». Эпитеты «зеленый», «Клечальний» указывают на особенность, цель этого праздника — чествовать зеленый мир растительности, которую наши предки одухотворювалы. Песни русальной цикла — лирические, полные радости бытия, славят буйство света, ощущение пространства, духовного здоровья. Героини песен — девушки, настроение которых созвучен с процветающей природой: «Ой выросла я в своего папочку, любила в родной мамочки — ой щелочи же мои все зеленые!».
Русалки — это нимфы, навки, в байков" майки ". Эти названия соответствуют старославянском слову «навь», «навеет», что означает мертвец, покойник. «Навье» было праздником умерших, праздником дедов, предков. Позже оно вступило значение праздника русалок и потерчат, стало праздником призвание и проводов русалок на поле. Согласно верованиям наших предков, Навье в поле заканчивалось с жатвой, и тогда русалки возвращались к реке, где они зимовали.
Поверье о русалках и о чудесном превращении девушки оживают в Шевченко поэмах «Причинение», «Утопленница», «Тополь». Образы Мавки, Русалки полевой и Русалки водяного есть и в поэзии Леси Украинский («Лесная песня»), навеянные народными русальными песнями. Эти же песни легли в основу повести «Майская ночь, или утопленница» Н. Гоголя и одноименной оперы Н. Лысенко.
Вы хотите недорого приобрести инертный материал? Газосиликатные блоки в Сочи по низкой цене заказывайте на knauf-sochi.ru

В отдельную группу объединяют песни, в которых есть упоминание о кратчайшие летние ночи, так называемые «петривочни», от имени Петр, потому что в это время отмечаются его именины. Лейтмотив этого цикла — взаимоотношения молодых:
Ты слышала, девчоночка, как я тебя звал,
за твое дворик седым конем ехал?
Ой слышала, не слышала, молчала.
Темная ночка-петривочка, выйти боялась.
В песнях звучат жалобы на малую ночку, когда девушке выспаться никогда, а впереди — разлука с привольной жизнью под родительской крышей: осенью начинается пора свадеб.
До Петра кукушки да ковать, да ковать,
К осени девке да гулять, да гулять.
Русальные и петривочни пение стихали накануне крупнейшего летнего праздника — Ивана Купала. Древний смысл купальских обрядов, как и самого названия «Купало», окончательно не выяснен. Из воспоминаний и песен, дошедших до наших дней, этот праздник приходится на период летнего солнцестояния (конец июня — начало июля), прославляет животворные силы природы, сильные ее стихии — солнце, огонь и воду. Купальские песни старше свадебных, музыкальный язык их темная и мрачная, мелодические линии короткие, состояли в основном из нескольких тонов. Песенной их одним голосом, когда же вместе — это всегда в унисон.
Купальские или Троицк песни сохранились до наших дней в чистейшей оригинальной форме: «Ходили дивочки в лес по ягодочкы», «На Ивана, на Купала», «Против Ивана солнце играл», "Да купался Иван, да и в воду упал «,» Зеленая дубравушка «,» Посею я рожу, поставлю стражу «,» дожига и соломоньку «,» Ой рдели вишенка, рдели ".
Купальские торжества можно считать самом деле свадебным ритуалом, начинался с символического очищения водой и огнем и просьбой ко всем умерших членов семьи помочь молодой паре в ее будущем супружеской жизни. Песни исполнялись, когда молодожены прыгали через огонь и бросали венки в реку.
Заплету венчик,
Заплету шелковый,
К счастью, на судьбу,
На черные брови.
Ой пущу венчик
На быструю воду,
К счастью, на судьбу,
На милого красоту.
Мистицизм и символика слов, а также церемоний, частью которых были эти купальские песни, определяли их архаичный, примитивный характер. Их следует считать не только древними украинскими народными песнями, но и принадлежащими к древнейшим в европейской народной музыке вообще.
В осеннем сезоне было два рода песен: обжиночные и свадебные. Обжиночные песни исполнялись во время жатвы, характеризовали основные периоды и обряды, которые с ними связаны: «Там в поле колодец», «Говорила нива», «Жали женчики, жали», «Ой у чужого хозяина», "Ой уже солнце над ивами «,» Наша хозяйка добра «,» развевались рожь, развевались. ". Сведения о подробностях этих торжеств, как и сами детали ритуала, потерялись в веках. Один только из них был известен как общепринятый обычай по всей Украине. Это приготовления и торжественное вручение снопа зерна хозяину на пороге его дома. Во главе похода шла девушка в венке из колосьев. Во время вязания снопа и передачи его хозяину мужчины и женщины пели обжиночные песни. Этот обряд, связанный с культом гр