«Народная песня — зеркало народной души» (М Драгоманов)

21.01.2017    /   

Реферат на тему:
«Народная песня — зеркало народной души» (М. Драгоманов)
Украинская песня — это источник духовного
и национального здоровья украинского
народа, как Библия прошлого, как Завет будущего
(А. Кошиц)
Исторический путь, который прошла украинская народная песня от рождения до наших дней, не был простой и легкий. Болезненные удары судьбы, которые понес украинский народ, почувствовала Украинская народная песня. Не раз и не два нашествие врагов сметала с лица земли создателей и исполнителей народной песни. Но и вокальная культура, сохранившаяся в народной памяти, уста духовной боль и грусть, объединяла, цементировала, давала надежду на лучшее будущее, звала к борьбе за утраченные права и свободу. Народная песня каждый раз оживала, снова развивалась. Старые формы ее время отмирали, другие рождались. Гоголь писал, что украинская народная песня — «Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, главенствующая всю жизнь народа. Песни для Малороссии — все: и поэзия, и история, и отцовская могила »[1].
Где, когда и как появилась Украинская народная песня и дума.
В бывшей романтично народной фольклористике украинские песни рассматривались как продукт коллективно народного творчества. В более новой Считаю, что песни происходят из индивидуального творчества, подлежащей процесса „знародниння“.
Если Вы хотите недорого приобрести билеты на поезд, заказывайте онлайн жд билеты на proizd.ua — отличные цены.
„Произведения устной словесности, так же как и произведения литературы, вытекающих из источника индивидуального творчества; следствием устной передачи они вдержуються в незакрепленной, плавающих форме, дают широкое поле для импровизации и принимают иногда признаки сборной коллективного творчества.“ (Ф. Колесса: „Украинская устная словесность“, 1938 г.).
В песнях древнейших, с дохристианской эпохи, слово и словесный текст никогда не существовали сами по себе, а были в связи с ходом обрядового действия; через хранившийся связь мировоззренческих представлений. Словесный текст и обрядовое действие всегда имели практическую прикладное цель. Со временем менялся мировоззрение народа, переинакшувався и характер фольклора; исчезал обряд, но словесный текст существовал дальше, независимо от обряда и практической цели. На новом мировоззренческом почве песня или умирала, или начинала жить новой жизнью; исполнитель становился свободным. Фольклор, который выполнялся вне связи с обрядом и практической целью, становился „художественным“ фольклором. Художественная цель выступала уже на первый план.
Когда христианство в Украине стало государственной верой, управляемая из Византии церковь остро отнеслась против украинского народного творчества, народных обычаев и обрядов, трактуя их как проявления язычества. В XI -XII в., Когда на митрополичий престол в Киеве пришли украинцы — митрополит Иларион и митрополит Клим Смолятич, давление на украинскую народную культуру смягчился, а много народных обрядов, колядок, щедривок и песен, после определенной „христианизации“ их текстов было введено в практику церковной жизни на Украине.
К древнейшим проявлений устного народного творчества принадлежит обрядово-песенная поэзия народно-календарного стиля. Время ее появления, пожалуй, IV-V вв. после рождения Христа. Каждая сезонная работа в те времена начиналась, сопровождалась и заканчивалась исполнением хоровых, музыкально-показательных обрядов. Обрядовые песни чаще всего пели хором, а в гаивках и на свадьбе перекликались два хора, причем пение, музыка, танец и драматическое действие сплетались в одно целое, в которой часто участвовали и маскированные участники.
К обрядовых песен зимнего периода относятся колядки — настоящая жемчужина украинского народного творчества, в древности связаны с родовым поминальным праздником. Название „коляда“ происходит из древнего Рима, с его новогодних торжеств „calendae januariae“. На Украине она была внесена с первых веков христианской эпохи. Коляды и колядки можно разделить на три условные группы.
Первая группа — песни, связанные с культом бога солнца — Сварога и со счастливым событием „приготовлений“ солнца радостей лета после зимы. Слова колядок касались к силам природы, творческим центром которого было солнце, а людей относили к части природы.
Вторую группу колядок образуют „христианизированных“ старинные песни, в которых встречается информация об Иисусе Христе, в мелодии можно проследить следы первобытных песен.
Третья группа — колядки чисто христианского характера, которые возникли и начали развиваться от XI в. На самом деле
это были церковные гимны, которые, благодаря своей певучей простоте, распространялись среди украинского народа быстрее и легче, чем другие. Например: „Бог древний“, „Возвеселимся“, „Бог ся раждае“, „Новая радость стала“, „На небе звезда“, „Небо и земля“, „Херувимы праздников!“,» Во Вефлееми «,» Бог природу «,» Стань Давид"," Христос родился «,» Вселенная «,» Сейчас Адам «,» Дивная новость «,» Радуйтесь все люди «(В.Безкоровайный Сборник колядок» При елке », 1930 г.).
Своеобразный тип украинских песен — щедривки, которые относятся к колядок. В них короткие мелодии составлены в основном из 3 — 4 нот и основаны на интервалах секунды и терции. В раннем средневековье, по княжества, в некоторые щедривки включено намеки на исторические события, которые касались князей, их семей и войн, тогда происходили. Если целью колядок было музыкальным языком прославить события Рождества Христова, или еще раньше, в языческих времен — пробуждение бога Солнца от зимы, то щедривки содержали пожелания, передавали поздравления по случаю смены старого года на новый, были соединены с играми и забавами и носили всегда веселый характер: «Щедрый вечер! Добрый вечер!»," Дома ли, дома господин хозяин «,» Щедрик, щедрик, щедривочка «,» Ой сивая да и пташечку «,» Течет река небольшая «,» А в том дворе красная паня ". В отличие от колядок, которые выполнялись многими голосами или хорами, щедривки можно было петь в один голос и всегда отдельно от колядок.
Весной пробуждается земля, оживает природа, а с ней — радостные надежды и хлопоты. Молодежь выходила на залитые солнечным светом луга, где дышалось полной грудью и пелось во весь голос. Весенние обрядовые песни украинского народа имеют названия веснушки — на Волыни, Подолье и Приднепровье и — гаивки, горелки, Ягилка — в Западной Украине. Веснушки составляют один из самых интересных по содержанию, богатый эмоционально фольклорно-песенный цикл, тесно связан с календарем сельскохозяйственных работ и семейным бытом тружеников. Они воспевали пробуждение природы и в течение столетий не испытывали никаких изменений ни в музыке, ни в играх и забавах. В веснушках все имеет символическое значение. Здесь есть не только разные птицы и звери (орел, перепелка, козленок, зайчик), но и деревья, цветы, травы, также абстрактные картины — «зеленый подул».
Первые записи и публикации веснушек были осуществлены фольклористами еще в начале XIX в. Полная научная подача материала принадлежит известному фольклористу В. Гнатюка (1871 — 1926), который издал в 1909 том «гаивок», куда вошли весенние песни, собранные по всей Украине. Несколько сборников веснушек вместе с нотами мелодий опубликовал основоположник украинской классической музыки Н. Лысенко. Многие веснушек записано с голоса выдающейся поетесиЛ.Украинкы. «Совсем маленькой, ведь, пятилетним ребенком, запомнились Леси весенние танковые песни», — вспоминал украинский этнограф, музыковед Квитка.
Со временем веснушки потеряли признаки обрядности, вошли в молодежный репертуара как лирически-бытовые песни. Многие из них и сейчас пользуются популярностью: «А уже весна», «Я в лузе не калина была», «Под мостом, мостом», «Ой в поле колодец», а «Подоляночка», «Журавль», «Зайчик» , «Просо», "Огурчики и некоторые другие стали достоянием детского фольклора.
Конец мая — начало июня -