Украинский этнос как один важных концентров украиноведения часть 3

21.01.2017    /   

в течение длительного исторического периода. Однако мы считаем, что в отечественной традиционной культуре военный дух победы и победы, Дух рыцарства, казачества, сечевых стрельцов, украинских повстанцев всегда будет вдохновлять украинский этнос на его тернистом пути развития политической нации, построения Украинского Самостоятельного Соборного Государства, и главное -сохранение и защиту ее традиций, ее сущности пока живут украинцы.
Итак, неповторимость традиционной культуры украинского этноса, в том числе и ее милитаристских аспектов, является его важным признаком среди других этносов.
Для украинского этноса необходимы этническая и национальное самосознание как одна из форм собственного самопознания. Михаил Тиводар пишет: "Этнология различает два аспекта этнической самоидентификации: индивидуальную этническое самосознание и сознание этнической общности (этническое сознание). Оба аспекта фиксируют самоидентификацию членами этнических сообществ своего состояния и культурно-бытовой единства. В первом случае этническое самосознание — осознание етнофором [индивидом - авт.] Своих этнических интересов, действий, чувств, мыслей, мотивов. Этим фиксируется юридическое и моральное право (индивида) на этническую самоидентификацию, свободный выбор этнической принадлежности ... Второй аспект этнического сознания — это сознание этнической общности, то есть представление членов этнической общности о самих себе и историческую общность интересов и судьбы.
отличный сайт по дому 2
Такие представления могут быть правильными или ошибочными, справедливыми или несправедливыми, точными или приблизительными, но они всегда субъективны и существуют только в головах людей. Этническое сознание сохраняет и передает весь процесс этногенеза, составление и взаимодействие его свойств как исторически сложившейся междупоколенной сообщества. Появление сознания этнической общности свидетельствует осознание ее представителями своей идентичности, то есть: единства культурно-бытовых традиций; распространение и употребление общей самоназвания; гордости за социально-экономические, культурные и политические достижения своего народа; отличии от других этносов и убеждение в существовании особой крови своего этноса; наличии этнических стереотипов и ментальности и т. д.
" А ученый Ирина Онищенко подчеркивает, что этническое сознание — это совокупность представлений, знаний, установок, направлений, которые были приняты лицом в процессе етнизации, она (этническое сознание) имеет достаточно сложную структуру: этнический характер, привычки, темперамент, чувства, этноцентризм, самосознание, самоидентификация, следовательно, весь опыт, накопленный предыдущим поколением, а также опыт собственной жизни, что отражается на сознании человека. Исследовательница отмечает, что самосознание, как одна из составных частей сознания, является, с одной стороны, обращенность сознания на себя, последовательным осознанием актов сознания; а с другой — это осознание самим человеком (или сообществом) самого себя, своего положения в мире, своих интересов и перспектив. Анализируя функции самосознания, исследовательница выделяет несколько групп: во-первых, самопознания (включающее самоощущение, самонаблюдения и самоанализ) во-вторых, самооценку (самочувствие и оценку себя в соответствии с жизненными эталонов) в-третьих, саморегуляция (самоконтроль, самодетерминация и самосозидание).
Что же касается национального самосознания, то этнолог Михаил Тиводар считает, что социально-политический характер наций связывает национальную самоидентификацию с этнической сознанием и самосознанием, поэтому понятие «этническое сознание» и «национальное сознание» однопорядковых, следовательно, ему более точным представляется термин «этнонациональное сознание». Вместе с тем он отмечает, что национальное сознание является проявлением идеологического уровня этнического сознания, потому что она на первый план ставит борьбу за национальные права, исторические традиции, за свое государство, язык и культуру, осуждает этническое предательство, мотивирует политические и военные действия национальными интересами и потребностями и тому подобное.
Все эти теоретические размышления ученых о этническую и национальную сознание очень важны для украинского этноса, особенно на современном этапе его развития. Потому что именно сейчас сказываются последствия той колониальной политики, которую проводили против украинского этноса сначала царская, а
затем большевистско-коммунистическая Россия. По этому поводу Михаил Тиводар пишет: "Российские власти запрещали использовать этноним украинцы и название страны — Украина, навязывали самоназвание малороссы и российско-имперскую сознание, замалчивали существование самого народа и искажали его историю, запрещали родной язык, учили Украинский пренебрегать свою культуру, историю и ползать перед завоевателями. Российско-большевистские шовинисты значительно углубили и разнообразили преступления российского империализма против украинского народа. Прикрывшись фиговым листком интернационализма, они сломали и разрушили украинское крестьянство — основного носителя традиционной культуры, преследовали и физически истребили национальную научную, творческую и политическую элиту и национально-сознательные слои крестьянства и рабочих, приучили Украинский пренебрегать свою историю, культуру и язык. Этим российско-большевистские шовинисты добились того, что в 70 — 80 гг. XX в. значительная часть Украинской уже не идентифицировала себя с украинской нацией, а сейчас — не идентифицирует себя с независимой Украиной, продолжает считать себя гражданами несуществующей советской империи. Эта часть украинского этноса в значительной мере и сейчас ориентирована на Москву, «русскоязычие», «советский патриотизм», пропаганду украиножерства. В свою очередь национальное сознательная часть украинства с недоверием и пренебрежением относится к т.н. «русскоязычных», всех тех, в которых национальная самоидентификация слабо развита. Это свидетельствует, что углубление этнической национальной самоидентификации является одной из важнейших задач развития украинского государства ".
Одной из важных признаков любого этноса, в том числе и украинского, является его менталитет. Чтобы понять украинский этнос, надо взвешенно и объективно изучить всю гамму психических факторов, формирующих его этнический и национальный характер (менталитет) в пространстве и времени. Ученый Александр Нельга считает, что важность сохранения ментальности каждого этноса заключается в ее неповторимой ценности преобразования этногенеза на процесс, который предоставляет каждому отдельному представителю человечества возможность обогащаться следствием создания социума, которое происходило на протяжении многих тысячелетий при различных природных условий, и как итоговый результат — этническая ментальность воплощается в характерные особенности мировосприятия; моральные требования, нормы и ценности; превосходящие жизненные настроения; типы характера; формы взаимоотношений; отношение к труду и организации быта и т.
Этнолог Михаил Тиводар отмечает, что понятие менталитет (национальный характер) можно трактовать как образ и образ мыслей, образ мышления, склад ума, привычек и настроений, духовный и внутренний (психический) состав личностей социальных, профессиональных и политических групп населения, как проявление