Польский вопрос и проблема статуса украинских территорий в 1917 — 18 гг часть 1

04.02.2017    /   

Реферат на тему:
Польский вопрос и проблема статуса украинских территорий в 1917 — 18 гг.
Судьба польской государственности, украинского народа и украинских земель была связана в единый комплекс вопросов в течение веков пребывания как польских так и украинских территорий в составе единого государственного образования — Российской империи. Практически каждая международное соглашение, которое заключалось Польшей до ее разделения между соседними с ней империями или касалась Польши имела прямое отношение также и к украинским территорий. В основе правовых основ украинской государственности лежал политико-правовой багаж, накопленный на протяжении веков как Речью Посполитой так и польскими политическими образованиями в составе Российской империи, Австро-Венгрии и Германии. Соответственно и процесс становления правовых основ территориальных границ украинской государственности и динамика правового оформления границ украинской государственности имели в своей основе политико-правовое наследие времен пребывания украинских территорий в составе таких государственных образований как Речь Посполитая в ее разделов, Российская империя, Австро-Венгрия. Поэтому необходимо исследование значения польского вопроса в системе международных отношений для становления украинской государственности в ХХ веке.
До начала процесса восстановления и правового оформления польской государственности в 1916 украинский вопрос в контексте решения польского вопроса занимало видное место в трудах политологов и общественно-политических деятелей.
http://graniuspeha.ru/
Самым заметным среди работ украинских общественно-политических деятелей является труд Драгоманова [8]. Он параллельно рассматривает возможность решения проблем польского и украинского государства по пути демократизации Российской империи и ее перестройки на федеративных началах. Зато авторы российского и польского происхождения не рассматривают государственно-политической перспективы украинских территорий, в частности И.Бодуен-де-Куртене [2], предлагая проект решения польского вопроса украинский народ рассматривает как объект политических процессов и называет Украинский «двуязычнымы», то есть, считает не государственный народом. После становления Польши как государства и национальной украинской революции 1917 — 1921 гг. В работах исторического и политологического содержания Польша и Украина рассматриваются как не только отдельные государственные нации, но и как самостоятельные государственно-политические образования [4]. Современные отечественные исследователи процесса решения украинского вопроса в контексте проблемы польской государственности в начале ХХ в. особое внимание обращают на Галичину и посвящают свои работы преимущественно урегулированию статуса западноукраинских территорий [13]. Но надо исследовать процесс урегулирования вопроса украинской государственности во всех ее составляющих в контексте решения польского вопроса в чрезвычайно сложный для стран Европы и мира период.
Государственнические стремление Украины в ХХ веке создает прецедент украинского государства на международной арене и закладывают основы продолжения процесса создания, становления правовых основ территориальной юрисдикции украинских правительств в последующие десятилетия до наших дней. Соответственно, исследования польского вопроса, которое лежало в основе процессов государственного строительства в Украине в 1918 — 1921 гг. Предусматривает также выяснения роли Германии, Австро-Венгрия и государств блока Антанта в становлении политико-правовых основ территориальных границ украинской государственности, влияния этих стран на процессы и, главное, мотивированность позиции в вопросе украинского государства украинских, польских, российских политических кругов.
Украинский вопрос встал сразу после провозглашения восстановления польской государственности 5 ноября 1916 По инициативе Германии и Австро-Венгрии было провозглашено польскую государственность и, таким образом Центральные державы заложили прецедент пересмотра правового статуса российской монархии, так как в титулатуры императора Российской империи считался титул «царь Польский» согласно решению Венского конгресса 1815
Просмотр территориальной легитимности Российской империи по вопросу статуса Польши закладывал серию проблем для самих поляков и российского Временного правительства, в частности в вопросе границ восстановленной государства с другими коронными владе
ниями российского императора, ведь актом от 5 ноября 1916 был установлен границы восстановленной Польши [5, 43]. Значительные трудности создавал и состояние войны с Германией и Австро-Венгрией, имеющийся и после революционных событий в Петрограде в феврале 1917 Польские политические круги стремились восстановление Польши в границах до ее разделов и некоторые из них были не прочь вхождения польских территорий в состав Австро-Венгрии на правах личной унии, выступая за становление конституционной монархии в восстановленной государству.
Временный исполнительный комитет Польши в Варшаве после получения обращения российского Временного правительства в которой тот провозглашал признание польской государственности, но в пределах этнических польских земель, ответил своей воззванием. В ней говорилось о том, что есть необходимость выяснить статус «земель находящихся между польскими и российскими этническими землями и является предметом польско-российского возрастного спора» [5, 43 - 44]. Здесь имелись в виду украинские земли. Причем, заявляя, что должны быть довольны государственно стремление Польши в полном объеме, дает понять, что для удовлетворения этих стремлений необходимо выяснить вопрос спорных между Россией и Польшей территорий на традиционной в отношениях правовой базе, а такой могли быть только договоры о разделы Польши и решение Венского конгресса 1815 г..., которые и нужно было отменить. Кроме того, польский исполнительный орган сетует, что российское правительство стремится удовлетворить интересы поляков за счет земель на которые его юрисдикция не распространяется [5, 44], то есть, оккупированных войсками Четверного союза.
Сам Временное правительство считало нужным поддержать польскую государственность, ведь такой шаг помогал ему легитимизировать свои полномочия путем принятия в наследство от Российской империи не государства которая разваливается, а полномочий по благоустройству отношений между возникшими государствами-преемниками Российской империи и играть ведущую роль в их легитимизации. Об этом было сказано в обращении по поводу восстановления польской государственности, в частности, в словах «Николай II в мог предоставить Польше государственность, но не сделал этого» [3, 35], соответственно, после отстранения его от власти, это «задание» императора выполнял Временное правительство России.
Более того, Временное правительство не стремился пересмотра договоров о разделы Польши в полном объеме, в том числе в вопросе выяснения в пользу Польши политико-правового статуса украинских земель [15]. Такое действие могла передаче инициативы центральным государствам в вопросе определения границы между Россией и Германией и Австро-Венгрией. Викала ситуация когда для России исчезала политическая целесообразность продолжения боевых действий на Западном фронте. Ведь, по сути, их разделяла территория Польши, последняя же не находился в