Украинская высшая школа состояние, проблемы, перспективы часть 4

25.12.2016    /   

за несовершенства действующего законодательства и, бывает, пренебрежение требованиями закона, а также, чего греха таить, определенной потери контролирующей бдительности со стороны профильного министерства высшие учебные заведения негосударственной формы собственности (конечно, не все) являются типичными бизнес-структурами, для которых главным является не качество образования, а получение прибыли. Некоторые заведения превратились в некие «МММ». Не исключено, что по примеру «МММ» в Украининайближчим время мы станем свидетелями многочисленных судебных выяснений.
В чем же причина? Во-первых, для многих наших граждан приоритетом и потребностью по сей день является диплом о высшем образовании, а не профессионализм.
Во-вторых, вступительные экзамены в эти учреждения является простой формальностью. Главное здесь, чтобы абитуриент смог заплатить за обучение. И ничего удивительного, что в негосударственные вузы могут быть зачислены выпускники школ с «двойками» по отдельным предметам по двенадцатибалльной системой. Поэтому студентами становятся лица, которые по уровню своего развития просто не способны усвоить программу высшей школы. Для них главной проблемой является время, которого все же надо дождаться, когда им будет вручен документ государственного образца.
Есть значительные проблемы и с обеспечением учебно-воспитательного процесса преподавательскими кадрами.
http://www.press-release.ru/branches/markets/24d8c511ea3a2/
Речь идет не о профессионализме преподавателей, хотя и здесь бывает, что новоиспеченный выпускник заведения преподает с десяток дисциплин. В основном в частных вузов работают по совместительству или с почасовой оплатой преподаватели государственных вузов. Часто одновременно в нескольких заведениях. Их можно понять, ведь трудно в этом государстве выживать на одну зарплату или пенсию.
Но при этом нельзя не понимать и того, что уровень обучения студентов (о воспитании здесь вообще не идет) осуществляется преподавателями, которые запыхавшись бегают от одного заведения к другому, оставляет желать лучшего. Безусловно, что обедняется от этого и образование в государственных учреждениях.
А вот информация к размышлению. Обеспечение учебного процесса профессорско-преподавательским составом рассчитывается согласно нормативу: один преподаватель на 12 студентов. В украинских вузах, как уже отмечалось, учится примерно 2700000. Студентов. Профессорско-преподавательский состав насчитывает 80 тыс. Человек. То есть на одного преподавателя приходится почти 34 студента. Впрочем в развитых странах этот показатель часто составляет 6 студентов.
А о каком качестве образования можно говорить, если в частном заведении, например, учится 500-600, но при этом есть 100-150 академических групп, в каждой из которых насчитывается одна-три человека.
К этому еще надо добавить вакханалию с несоблюдением лицензированного объема приема студентов и наборы по специальностям, на которые лицензии вообще отсутствуют. Бесконтрольные наборы никоим образом не согласуются не только с обеспеченностью профессорско-преподавательским составом, но и с объемом учебных площадей. Как следствие, даже формально не выполняются учебные планы (государственные стандарты) или в одной аудитории учебный процесс ведут два-три преподавателя различных дисциплин.
Особого внимания требует деятельность обособленных подразделений вузов (их количество сегодня измеряется сотнями), где получению профессии часто приобретает очевидных признаков псевдообразования.
С грубыми нарушениями действующего законодательства некоторые вузы создают филиалы за рубежом, проверить деятельность которых практически невозможно, хотя выпускникам таких филиалов выдаются украинские дипломы государственного образца.
Если к этому еще добавить важность научной составляющей в высшем образовании, то возникает удивление, как подобные высшие учебные заведения без особых проблем аккредитован по IV, высоким, уровнем аккредитации. Такое явление нельзя объяснить только халатным отношением ответственных лиц к выполнению служебных обязанностей.
Вот почему сегодня всяческой поддержки со стороны общественности и не только заслуживает работа руководства и всего коллектива Министерства образования и науки Украины по наведению порядка в деятельности как частных, так и государственных высших учебных заведений, вплоть до их закрытия. Ведь они дискредитируют украинское высшее образование, искривляют реальный уровень образованности общества, фактически обманывают
людей, декларируя предоставление «качественного» высшего образования.
Здесь следует также отметить, что деятельность отдельных частных вузов из-за демпинговых рычаги в оплате за обучение уже сегодня негативно сказывается на наборах студентов в государственные вузы, а следовательно, по известным уже причинам, и на качестве высшего образования в Украине.
Понятно, к чему это приведет в будущем, если в этом учебном году в школу пошло около 380 тыс. первоклассников, а лицензированный объем только бакалавров уже достигает 670 тыс. А вообще по нашей нищеты, когда мы теряем через этот фактор большую количество талантливой молодежи, и прежде всего из сельской местности, на этом этапе социально-экономического развития Украины приоритетом должно стать наиболее полно государственное обеспечение высшего образования, которое сегодня является недостаточным. В 2004г. В государственных вузах III-IV уровней аккредитации оно составляло лишь 37%, в 2006г. Выросло до 50%.
Улучшение качества высшего образования требует немедленного преодоления системы авторитарного управления в вузах, где самоуправления является простой формальностью и игрой в демократию. Никаких положительных изменений не произойдет без преодоления явлений коррупции, тотальный проявление которой является типичным при поступлении в вузы. При таком положении дел полностью гарантируется обучение в вузах, тем более престижном (элитном), далеко не самым умным детям VIP-персон и закрытые двери для многих талантливых детей простого народа. Здесь трудно переоценить потери, если учесть, что сегодня среди украинской образовательной и научной элиты, и не только, примерно 75-80% составляют те, что родились, росли и учились в деревне.
Образование и национальное воспитание. Оценивая состояние и перспективы развития украинского образования, также высшей, первоочередного внимания требует определения ее нациетворчеи роли, которая должна быть реализована путем воспитания высоконравственного, национально сознательной личности. Эта задача образования гораздо сложнее и, пожалуй, более ответственно, чем предоставление знаний, умений, навыков.
К сожалению, надлежащая работа в этом направлении в учебных заведениях не имеет четкой целеустремленности и последовательности, а то и вовсе отсутствует. Поэтому молодежь воспитывают улица и телевизионный экран. Последний опустошает и разрушает детские души смертовбивчимы и человеконенавистнических триллерами, рекламой «беленькой, мягкий», «настоянной на почках», «приятности» пивного вкуса. Жаль, что Украинская молодежь побуждают к пиву Герой Украины Андрей Шевченко и братья Кличко. Антивиховною рекламой выглядит и телепередачи о VIP-персон Маши жулан и Натальи Мосейчук, где политическая элита на фоне пустых бытовых разговоров (так как о весомые достижения нечего сказать) демонстрирует нищем народу свое состояние (квартиры, дачи, бани, бассейны, автомобили и т.п.) ,