Механизмы политико-правового обеспечения екобезпечного развития Украины часть 2

06.07.2016    /   

[6, 77].
Понятно, что общественность выступает не только объектом деятельности государственных органов, которая может чувствовать и испытывать влияния со стороны властных структур, но она — субъект воздействия, который, делегируя определенные функции по управлению обществом органами власти, в то же время оставляет за собой право контролировать деятельность этих органов власти. Таким образом, общественность оставляет за собой право осуществлять те же функции, которые осуществляет и государство — речь идет о мониторинге, экспертизу, на владение информацией, на подачу исков, право на инициативу судебного процесса, право участвовать в рассмотрении любых общественных проектов , связанные с вмешательством в состояние окружающей среды.
bacardi drinks — bacardi 151
Это означает, что государство несет ответственность за несоблюдение выполнения своих обязательств в области прав граждан, и, в крайнем случае, она может выступать как субъект экологических преступлений, то есть по отношению к ней может быть предъявлено уголовное дело.
Общественность также имеет право требовать развития на должном уровне экологического образования с тем, чтобы граждане на всех возрастных уровнях, начиная от детей и заканчивая пожилыми людьми, получили надлежащую объективную информацию о состоянии окружающей среды и те угрозы, которые может представлять окружающую среду в случае нарушения его нормального функционирования для человека. В этом контексте гражданин требует сохранения своих прав, поскольку их нарушение является фактически преступлением против человека. Соответственно, каждый имеет право на информацию о государственной системе нормирования экологической безопасности, о государственной системе контроля качества состояния окружающей природной среды, о научных нормы и соблюдение критериев предельно допустимых концентраций состояния окружающей среды, включая санитарный, валеологический и экологический измерения. Также гражданин вправе чувствовать финансовую, правовую заинтересованность государства в стимулировании экологически безопасных производств, благотворительном деянии отдельных физических или юридических лиц, финансировании экологических проектов.
Серьезной проблемой является отсутствие адекватной и аутентичной реакции государственных органов на общественные действия. То есть о неэффективности прокурорского надзора за соблюдением экологического законодательства, отсутствие законодательного регулирования на уровне деятельности ведомств и территориальных управлений, несогласованность существующей политико-правовой системы государства в сфере регулирования отношений по использованию окружающей среды с многочисленными ведомственными и местными актами, отсутствие эффективной схемы согласования ведомственных актов с общегосударственными законодательными актами, включая конституционные требования.
Действительно, иногда имеет место нарушение конституционных норм как таковых, которые должны гарантировать права граждан на безопасную для их жизни, здоровья и благополучия окружающей среды. Ведомственные акты часто принимаются без учета научной и валеологического силу их характера, нередко принимаются именно из интересов самих ведомств. Таким образом, система политико-правового регулирования екобезпечного развития Украины должна носить системный характер. Поскольку Украина как новое независимое демократическое государство показала свои приоритеты, намерение развивать гражданское общество, то исходя из этого, мы должны оценивать и состояние регулирования отношений человека и окружающей среды в нашей стране. Мы как значительные положительные сдвиги, так и ряд проблемных ситуаций. Необходимо задействовать все компоненты функционирования властных структур, законодательных структур, исполнительных и, главное, Гражданскую инициативу.
В сфере законодательства уже сформирована и в основных своих компонентах действует система правового регулирования в сфере природопользования, определены Конституцией Украины и рядом актов Президента, указов и законов Верховной Рады. Во исполнение этих государственных документов разработаны и утверждены ряд загальноминистерських, министерских и других ведомственных документов, которые дают право и требуют решать те проблемы, которые сформулированы на общенациональном уровне. Государственное управление в области природопользования имеет четкую структуру иерархии: государственные органы общеукраинского значения, р
егионального и местного. Так же разделены функции государственного мониторинга, государственной экологической экспертизы, а также деятельности местных органов власти в сфере охраны окружающей среды. Есть также систему прокурорского и судебного отслеживания деятельности физических и юридических объектов относительно их влияния на природную среду, а судебные органы наделены полномочными правами по выполнению ими их обязательств.
Существенного улучшения требует экологическое образование и воспитание. Необходимо иметь в виду, что экологическое образование до сих пор разбросана по учебным заведениям разного ведомственного подчинения, не существует единой системы экологического образования, особенно на уровне высшего образования. Требует улучшения экологическое образование в средней школе, поскольку предмет экология или инвароментология и до сих пор не является базовым предметом образования, а является предметом факультативным или таким, который может добавляться по усмотрению к основному содержанию образования. Между тем в большинстве европейских стран и в других развитых странах мира этот предмет является базовым, то есть обязательным для изучения. Экологическое просвещение через средства массовой информации осуществляется недостаточно, поскольку практически не существует на общенациональном уровне. Это затрудняет информирование населения в области окружающей среды.
Важную функцию в формировании механизма за использованием окружающей среды выполняют общественные экологические организации, то есть неправительственные структуры. Это является одним из показателей того, что в Украине формируется реальное гражданское общество, поскольку формируется система контроля общественностью за деятельностью различных органов власти. Она осуществляется многим направлениям: общественный мониторинг, общественная экспертиза, общественные проекты, общественная инициатива, пропаганда и просвещение на разных уровнях. Необходимо отметить, что именно в сфере инициативе тех или иных объединений граждан как раз и обнародуются проблемы разного масштаба — от общенациональных, типа Чернобыльской катастрофы, к сохранению конкретной реки, конкретного источника, конкретного дерева, конкретного рощи и тому подобное. И от взаимодействия государственной и гражданской составляющих и зависит решение экологических проблем Украины.
Литература:
1. Сохранение и мониторинг биологического и ландшафтного разнообразия в Украине. — М .: Национальный экологический центр Украины, 2000.
2. Общественная оценка экологической политики в Украине. — М., 2003.
3. Олесь Гончар Колокола Чернобыля. Выступление на открытии международного семинара «ЕвроЧорнобиль» // Литературная Украина, 1989. — № 18.
4. Стегний А.Г. Неправительственные экологические организации Украины: современное состояние и перспективы развития (по результатам национального социологического исследования). — К .: Наукова думка, 1996.
5. Общественная оценка экологической политики в Украине. Доклад украинских общественных экологических организаций. — М., 2003.
6. Экологические права граждан: как их защитить с помощью закона. — М .: Информационное агентство Эхо-Восток, 1997.